Відповідь:
Сравнение (плюсы и минусы) рыночных структур
Выделяют четыре основных типа рыночных структур:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Рассмотрим плюсы и минусы рыночных структур в зависимости от их типа.
Совершенная конкуренция — это модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ¬водителям стандартизирован ной продукции.
Преимущества совершенной конкуренции:
- оптимальное ценообразование;
- производственная эффективность;
- оптимальное распределение ресурсов;
к саморегулированию.
Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и ряд недостатков:
- создаёт для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенства результатов;
Учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, не предусматривает производства общественных благ;
- стремление к максимизации прибыли за счёт экономии на издержках ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов;
- малые предприятия часто оказываются не использовать наиболее эффективную современную технику и вытесняются крупными фирмами;
- не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
- дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;
- сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне;
- рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
- рынок наиболее благоприятен для покупателей.
К недостаткам рынка монополистической конкуренции относят:
- нестабильность рыночных условий и неопределённость малого бизнеса;
- малые размеры фирм и жёсткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска, проведения НИОКР и инновационной деятельности, так как для этого необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия.
Олигополия — это тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую¬щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе¬мы продаж).
Преимущества олигополии:
- так как олигополисты взаимозависимы, они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно;
- нет искусственных цен;
- власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства;
- постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.
Недостатки олигополии:
- технологические и др. барьеры высоки, следовательно, снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции;
- барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами;
- при кооперативном поведении – опасность перерождения олигополии в монополию.
Монополия — это тип рыночной структуры, характери¬зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли¬рующей цену.
Преимущества монополии:
- укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;
- в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;
- часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;
- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.
Недостатки монополии:
- возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;
- блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;
- экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;
- замена экономического механизма формой административной диктатуры.
Пояснення:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. какой из ученых разработал модель «человек– предприниматель»: а) дж. кейнс; б) а. маршалл; в) и. шумпетер; г) к. менгер. 2. условиями развития предпринимательства являются: а) свобода в выборе ресурсов, производимой продукции и т.д.; б) благоприятное общественное мнение; в) наличие и выполнение законов, регламентирующих предпринимательство; г) все верны. 3. преимуществами единоличной формы хозяйствования являются: а) легкость учреждения и свобода действий; б) ограниченные финансовые ресурсы; в) неограниченная ответственность за деятельность фирмы. 4. к недостаткам партнерства как формы хозяйствования относятся: а) необременительность юридических процедур при учреждении; б) большая, чем при единоличном владении вероятность получения кредита; в) несогласованность интересов и непредсказуемость продолжительности существования. 5. корпорация или компания характеризуется: а) как признанное правительством юридическое лицо; б) зависимостью объема выпуска продукции от спроса; в) обязательным участием собственников в . 6. характерными признаками акционерного общества являются: а) обязательная выплата дивидендов по акциям; б) привлечение большого объема капитала с выпуска и продажи акций; в) стабильное развитие и длительное существование. 7. осуществление предпринимателями инновационной деятельности связано: а) с риском неизбежного наступления неблагоприятных последствий; б) уменьшение риска возможно с ряда методов, например фьючерсов и опционов; в) инновационная деятельность всегда дает высокие прибыли. 8. что не входит в состав организационно- форм предпринимательства: а) картель; б) конгломерат; в) концерн; г) полное товарищество; д) консорциум. 9. к снижения предпринимательского риска не относится: а) страхование; б) запасы ресурсов; в) диверсификация; г) дополнительная информация; д) хеджирование. 10. что не следует относить к функциям предпринимательской деятельности? а) комбинирующая деятельность. б) рисковая деятельность. в) новаторская деятельность. г) посредническая деятельность.