в городе березовском, что под екатеринбургом, наша бригада закончила монтаж водяной системы отопления на алюминиевых радиаторах. подвод теплоносителя к радиаторам осуществляется сбоку, стальной трубой. радиаторы подключены через запорно-регулировочные вентили. теплоноситель — вода. система отопления — однотрубная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.некоторые пояснения к вышеизложенному.
отдельные проектировщики и монтажники с сомнением относятся к алюминиевым радиаторам. из своего опыта они знают, что в некоторые радиаторы спокойно работают в течение долгого периода, а другие постоянно «завоздушиваются» и быстро разрушаются. почему? ведь их делают производители мирового уровня. они компактны, с высокой теплоотдачей, в конце концов, они — красивы.
в основном люди, отвергающие эти изделия, основываются не на знаниях, а на предрассудках. незнание сути процессов, происходящих внутри радиатора, заставляет обращаться к опыту других. а он не всегда положительный. что на этот счет говорит нам наука «»? попробуем разобраться.
первая проблема — это «завоздушивание». но это неправильное название в данном случае. на самом деле, газ в радиаторах — это водород, получающийся в результате взаимодействия алюминия с веществами, находящимися в воде. в отоплении это может произойти в трех случаях:
реакция алюминия с теплоносителем-водойреакция алюминия с теплоносителем- коррозия алюминия.
«но радиаторы на заводе покрывают изнутри специальными составами», — скажете вы. и будете абсолютно правы. самый простой способ разрушить это покрытие — это абразивный износ. но борьба с ним — тоже самая простая — установка механических фильтров в отоплении.
другой вопрос — когда проистекают реакции. дело в том, что оксид алюминия вещество аморфное и вступает в связь и с кислотами, и с щелочами. присутствие в воде кислоты или щелочи определяется показателем рн (лакмусовую бумажку вода в отоплении должна быть нейтральной, т.е. рн=7. отсюда и рекомендация: заливайте в отопление, в идеале, дистиллированную воду или дождевую.
если в систему отопления залит антифриз на основе этиленгликоля (к примеру автомобильный) происходит, по своей сути, похожая реакция. так что, лучше залить специальную незамерзающую жидкость, предназначенную для систем отопления.
теперь о самом сложном варианте: третьем. об коррозии. опуская подробности процессов, происходящих в радиаторах, замечу, что в паре «медь–алюминий» для возникновения этой самой коррозии требуется непосредственный контакт двух металлов (алюминиевый радиатор и медный фитинг), а не просто наличие их в системе (алюминиевый радиатор, медные трубы). отсюда — рекомендация: использует диэлектрические вставки. хочу отметить, что про «медь-алюминий» наслышаны многие, а вот про «цинк-алюминий» в курсе далеко не все. реакция между цинком и алюминием точно такая же, только протекает в 2 раза медленнее.
итак:
при правильном проектировании и грамотном монтаже, когда приняты во внимание различные отрицательные факторы, алюминиевые радиаторы простоят десятки лет. будут у вас современные отопительные приборы: красивые, легкие, компактные, в случае нужды достаточно легко перенастраиваемые (путем регулирования, или, в крайнем случае, добавлением-снятием секций).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Когда нет ветра капли дождя оставляют на окне равномерно движущегося вагона линии, направленные под углом 60 градусов к вертикали. какую скорость капель относительно земли, если поезд движется со скоростью 72 км/ч?