сложный и своеобразный рельеф донецкого бассейна и сопредельных с ним территорий формировался на протяжении длительного времени, в тесной связи с геологическим строением, тектоникой и неотектоническими движениями земной коры, в результате сложного взаимодействия двух противоположных сил — внутренних (эндогенных), неровности на поверхности земли, и внешних (экзогенных), разрушающих эти неровности.
это и обусловило здесь исключительное разнообразие типов рельефа: денудационного (гривистого), эрозионного ( аккумулятивного (речных и морских террас), карстового (на известняках, соленосных и гипсо-ангидритовых отложениях), оползневого, эолового (на песках боровой террасы северского донца, косах азовского моря) и антропогенового — созданного деятельностью человека.
рельеф является важнейшим природным компонентом. он оказывает большое влияние на микроклимат, характер водного режима и степень смытости почв, распределение почвенного и растительного покрова, изменения радиационного и теплового , освещенности и влажности, на интенсивность современных эрозионных процессов.
условия рельефа местности учитываются при проектировании гидротехнических сооружений и дорожных трасс, строительстве городов и промышленных предприятий, при осуществлении агротехнических мероприятий, направленных на повышение урожайности сельскохозяйственных культур, ибо от того, где находится поле — на водоразделе или склоне (его крутизны, протяженности), в значительной мере зависит водный и температурный режим, степень смытости почв.
источник: © зооинженерный факультет мсха
изучением трения ученые занимаются уже пятьсот лет. первым его исследовал еще леонардо да винчи (1452—1519). важные результаты в этой области были получены французскими учеными г. амонтоном (1663—1705) и ш. кулоном (1736—1806).
какую роль играет трение в природе и технике — положительную или отрицательную? на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. трение может быть как полезным, так и вредным. в первом случае его стараются усилить, во втором — ослабить.
в отсутствие трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле. в гололедицу, когда трение между подошвой обуви и льдом становится малым и ноги начинают скользить, лед посыпают песком: песок увеличивает трение.
на гладкой поверхности не смогли бы двигаться и автомобили: их колеса, вращаясь, проскальзывали бы и буксовали на месте.
именно трение останавливает машины при торможении. на льду они даже при включенных тормозах продолжали бы двигаться по инерции.
но трение может играть и отрицательную роль. ведь именно из-за него нагреваются и изнашиваются многие движущиеся части различных механизмов. в таких случаях его стараются уменьшить.
существуют разные способы уменьшения трения.
1. введение между трущимися поверхностями смазки (например, какого-либо масла). при наличии смазки соприкасаются не сами поверхности тел, а ее соседние слои. трение же между слоями жидкости слабее, чем между твердыми поверхностями. кстати, именно смазке, возникающей в результате таяния льда под коньком, скольжение на коньках по льду сопровождается слабым трением.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1)в прямоугольном треугольнике: 1)а=9дм, b=12дм. найдите c, h, a1, b1, где a1, b1-проекции катетов на гипотенузу c; 2) a=12дм, c=13дм, найдите b, h, a1.b1.
с=корень(a^2+b^2)
c=корень(9^2+12^2)=15 дм
a1=a^2/c
a1=9^2/15=5.4 дм
b1=c-a1
b1=15-5.4=9.6 дм
h=корень(a1*b1)
h=корень(5.4*9.6)=7.2 дм
2)b=корень(c^2-a^2)
b=корень(13^2-12^2)=5 дм
a1=a^2/c
a1=12^2/13=144/13 дм
b1=b^2/c
b1=5^2/13=25/13 дм
h=корень(a1*b1)
h=корень(144/13*25/13)=60/13 дм