Община в доклассовом обществе прошла три стадии развития: 1) родовая, или кровнородственная община, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками; 2) земледельческая, в которой собственность общины на территорию сочеталась с разделом пахотных участков между большими семьями ; 3) соседская, или община-марка, в которой господствовала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на другие угодья. жители древнегерманских хуторов и деревень, несомненно, также образовывали некую общность. в первые века нашей эры род все еще играл важную роль в жизни германцев . члены его селились если не вместе, то компактно (что особенно ясно проявлялось в ходе миграций) , вместе шли в бой, выступали соприсяжниками в суде, в определенных случаях наследовали друг другу. но в повседневной хозяйственной практике роду уже не было места. даже такое трудоемкое дело, как корчевание леса, было по силам большой семье, и именно большая семья, занимавшая описанное выше просторное жилище и состоявшая из трех поколений или взрослых женатых сыновей с детьми, иногда и с несколькими невольниками, и являлась главной производственной ячейкой германского общества. поэтому независимо от того, происходили ли жители поселения от общего предка или нет, соседские связи между ними преобладали над кровнородственными. большая знатность давала известные привилегии. если верить тациту, она обеспечивала наряду с уважением преимущество при дележе земли и доставляла предводительство на войне даже юношам; судя по тому, что последние могли позволить себе подолгу пребывать в праздности, чураясь сельскохозяйственного труда, большая знатность, как правило, сочеталась с большим достатком. о крепнущей взаимосвязи социального превосходства с богатством свидетельствуют и материалы раскопок, показавших, что наиболее солидная богатая усадьба обычно занимала в поселении центральное место, соседствуя с культовым помещением и как бы группируя остальные жилища вокруг себя. однако во времена тацита знатность еще не превратилась у германцев в особый социальный статус. все свободные и свободнорожденные оставались полноправными и в целом равноправными членами племени ; различия в их среде по сравнению с их общим отличием от несвободных были еще относительно несущественными и определялись принадлежностью не к тому или иному социальному разряду, а к конкретному роду . несвободные, как и у римлян, формально стояли вне общества, но в остальном рабство играло в жизни германцев принципиально другую роль . хотя обычаи германцев не запрещали обращать в рабство соплеменников, а беспрестанные войны с соседями обеспечивали стабильный источник пополнения рабов за счет чужаков, рабы образовывали достаточно узкий слой населения. пленных часто выменивали или продавали римлянам, а иногда и убивали на поле боя или приносили в жертву, рабов же по прошествии некоторого времени нередко отпускали на волю и даже усыновляли. по-видимому, рабы имелись далеко не во всяком домохозяйстве, и даже в самых крупных и зажиточных они вряд ли были столь многочисленными, чтобы господская семья могла переложить на них главные хозяйственные заботы. рабство оставалось патриархальным, и в том, что касается повседневной производственной деятельности и условий существования, образ жизни рабов мало отличался от образа жизни свободных. часть рабов работала рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу, однако внимание тацита больше привлекло то обстоятельство, что германцы «пользуются рабами иначе, чем мы, распределяющие обязанности между челядью, — каждый из них распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве.
marusyamr
19.08.2021
1. патриарх никон (никита минин). годы жизни 1605-1681 гг. родился в мордовской крестьянской семье, следовательно, он принадлежал к сословию крестьян, думаю. его современником в европе был павел алеппский. 2. у него были темные волосы, борода. прямой нос. добрый взгляд. но характер у никона был вспыльчивый. он иногда не мог сдерживать своего раздражения. с ранних лет он проявлял интерес к религии и свой путь начал с простого деревенского священника. 3. основные направления деятельности: указ, велевший креститься "щепотью" (3 пальцами), сжигание "неисправных икон", борьба со старообрядцами, стремление стать выше царя, исправление книг по греческим образцам, чтение проповедей собственного сочинения, церковная реформа 1653 года. (не знаю, каким путём добивался своих целей), но могу сказать, что никон сильно расширил патриаршую область припиской к ней земель. это был своего рода удел, где патриарх являлся полным государем. на время он достиг своей цели: он пользовался в церкви неограниченными полномочиями. 4. результаты деятельности: деятельность никона способствовала укреплению государственной власти, церковная реформа вызвала массовые выступления (особенно сильным был соловецкий бунт), с именем никона связывает начало церковного раскола.
victoria-112296363
19.08.2021
Сконца xviii века и особенно после ликвидации системы крепостничества в 1861 году крепостные крестьяне постепенно разделились. с одной стороны, появились крестьяне-предприниматели, а с другой шёл процесс массового обнищания беднейших крестьян. ещё раньше начался процесс расслоения лично свободных чёрных крестьян. после 1861 года крестьяне остались беднейшим сословием россии, по-прежнему страдая от безземелья. с конца xix века сложилась надельная система землевладения, при которой наделом владела крестьянская община
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какую роль в жизни германцев играли семья, род, община, племя? как они ?