по-видимому, форма правления у сармат представляла собой военную демократию, однако прямых свидетельств о структуре верховной власти в сарматских племенах начала эры нет. при характеристике верховной власти чаще всего употребляют термин «скептух»[49], значение которого не вполне ясно, так как он прилагался и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам (в частности, при ахеменидском дворе)[50].
образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. баран являлся символом «небесной благодати» (фарна) у древних народов. также у сарматов был распространён культ предков.
греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини афродиты-апутары (обманщицы). было ли её святилище в пантикапее — неизвестно, но на тамани оно было в местечке апутары. в культе афродиты-апутары много родственного с азиатским культом астарты.
едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. их трудно не заметить. поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.
сарматы не прошли бесследно для юга украины и россии. от них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика соболевского, они даже передали названия больших рек протославянам, а именно: днестр, раньше дънестр — сарматское danastr или danaistr; днепр — дънепр — danaper; дон (вода/река) от сарматского «dānu», осетинского дон (вода/река). названия многих других речек являются переводом с сарматского. в башкортостане есть река ашкадар (сравни: персидское ашка - "белый", "чистый", дарья - "река")[51], в оренбургской и челябинской областях - речки санга (топоним сопоставляется с таджикским санг - "камень", "каменистый")[52][53].
некоторые предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян.
с сарматами связывают сарматскую археологическую культуру, преимущественно представленную курганами. в её рамках выделяют три отдельных (хронологически последовательных) культуры: раннесарматскую («прохоровскую»), среднесарматскую («сусловскую»), позднесарматскую[54].
раннесарматская («прохоровская») в череде сарматских культур датируется iv—ii вв. до н. э. своё название она получила в связи с курганами расположенными у с. прохоровка (шарлыкского р-на в оренбургской раскопанными крестьянами в 1911 году. указанные курганы были доследованны с. и. руденко в 1916 году. м. и. ростовцев, опубликовавший материал раскопок у с. прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с сарматами, датировав их iii—ii вв. до н. э. классическое понятие «прохоровская культура» было введено б. н. граковым для аналогичных памятников на территории поволжья и приуралья. в настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к «прохоровской культуре», датируются рубежом эр.
знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений,еще и предметы вооружения. родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
о сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. так, греческий геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага». псевдо-гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Рассказ от имени грека предавшего страну
марафо́нская битва — одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 г. до н. э. неподалёку от греческого города марафон приблизительно в 42 километрах от афин.
в битве при марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. под руководством мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. для эллинов сражение стало первой победой над войском империи ахеменидов[1]. для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. после этой неудачной экспедиции дарий стал собирать огромное войско для покорения всей греции. его планам помешало восстание в египте[2] в 486 году до н. э. после смерти дария его трон занял ксеркс[3]. подавив египетское восстание, ксеркс продолжил подготовку к походу на грецию[4].
основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при марафоне, является vi книга «» геродота. подход «отца » к написанию своего труда — «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. и этому правилу я буду следовать во всём моём труде»[5] — вызывает определённую критику. достоверность сведений в его «» различна. отдельные рассказы можно отнести к новеллам и . в то же время специальные исследования данные геродота. при написании своих произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и рассказы очевидцев и устные предания. также геродоту не была чужда политическая тенденциозность. проживая в афинах, он высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. о спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское делофивам[6].