в завоеванных арабами странах вместе с исламом широко распространялся арабский язык. на нем велись дела в суде, обучение в школе. арабский язык стал языком науки и , его даже называют "латынью востока". начальный школы были частными. при больших мечетях в городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. при дворе халифов, эмиров и знатных людей жили и работали ученые, поэты, знатоки корана. в халифате развивались такие науки, как , астрономия, , . в багдаде был основан "дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводились и переписывались книги. в других городах также возникли свои "дома мудрости". арабы создали и стали пользоваться индийскими цифрами, которые позднее заимствовали у них европейцы. эти цифры до сих пор называют арабскими. в багдаде и действовали обсерватории. наблюдения арабских астрономов позволили им вычислить окружность земли, описать положение светил на небе. ученый из средней азии аль бируни (973 - ок. 1050) высказал гениальную догадку, что центром вселенной является солнце, а земля вращается вокруг него. ученый и медик ибн сина (980-1037), живший в средней азии, прославился как "глава ученых" востока .
излюбленные на арабском востоке сказания, легенды и были позднее собраны в известный всему миру сборник "тысяча и одна ночь". знаменитейший поэт фирдоуси, писавший на таджикско-персидском языке фарси, более 30 лет работал над поэмой "шах-наме" (".книга царей"), в которой прославил подвиги великих героев.+ в городах всего мусульманского мира сооружались мечети - места, где собирались для молитвы и суда, где хранились собранные для бедных деньги. в мечети имелся четырехугольный молитвенный зал и двор, окруженный галереей с колоннами. во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише - михрабу, обращенному в сторону мекки, и повторяли все движения священнослужителя - муллы. около каждой мечети возводилось несколько башен - минаретов, с которых верующие 5 раз в день созывались на молитву. арабы внесли большой вклад в становление европейской науки. труды арабских и астрономов служили руководством для ученых средневековой европы. у арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. мусульманское искусство повлияло на архитектуру испании, южной италии, средней азии, индии и многих стран африки. многие труды античных писателей и ученых стали известны в европе арабским .
після хрещення ользі християнізація русі пішла швидше. русь підтримувала добрі відносини і з візантією, і з римською церквою; тут були і мусульмани, і іудеї. але необхідно було прийняти християнство з кількох причин:
1. це потрібно було в інтересах розвитку держави, v щоб уникнути ізоляції від усього світу.
2.едінобожіе відповідало суті єдиної держави на чолі з монархом.
3.хрістіанство зміцнювало сім'ю, вводило нову мораль.
4.способствовало розвитку культури - філософія, богословська література.
5.соціальное розшарування вимагало нової ідеології. (язичництво - рівноправність)
мабуть і сам володимир задумався над своїм життям, де були і братовбивство, і розпусту. християнство могло відпустити гріхи і очистити душу.
у літописах говориться про релігійних місіях мусульманської волзької булгарії, з иудаистской хазарії. мусульманство не підійшло, тому що забороняло вживання вина. католицизм не підходив, тому що служба велася на латині, а на чолі церкви стояв папа, а не світська влада.
у 987 р русь і візантія почали переговори про хрещення. володимир вимагав собі в дружини сестру імператора василя ii - принцесу анну. візантії потрібна була росіян в боротьбі з бунтівниками. імператор дав згоду видати свою сестру анну за володимира, але натомість сам володимир повинен прийняти хрещення і придушити повстання. російська загін направлений до візантії, заколот придушено, але греки не поспішають виконувати умови договору про шлюб. володимир зібрав рать і в 988 р рушив на центр візантійських володінь у криму v херсонес (корсунь). облога тривала кілька місяців. одного разу до табору володимира з загрожених стін була пущена стріла із запискою, в якій говорилося, що необхідно перекрити водопровід. її писав священнослужитель анастас.
херсонес був узятий і володимир послав до константинополя гінців з вимогою видати за нього анну. у посланні він обіцяв прийняти хрещення. тут він його і взяв, отримавши християнське ім'я - василь. після цього він повернувся до києва, взявши з собою ікони, церковне начиння і священиків.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Внешняя и внутренняя политика князей – олег(882-912) игорь(912-945) святослав(957-972) надо.+15
олег (882-912)
внутренняя политика:
- объединил киев и новгород
- объединительная политика
- объединил восточнославянские земли в единую русь
- олег стал великим киевским князем
- походы на славянские племена, плативших дань хазарским племенам
- подчинение древлян, северян киеву
внешняя политика:
- устраивал военные походы на константинополь с дальнейшим заключением мирных договоров
- получил право на торговлю на рынках византии без пошлин
- создавал в византии торговые колонии руси
- византия должна была платить дань русь
игорь (912-945)
внутренняя политика:
- объединил восточнославянские племена
- уличи и тиверцы стали зависимы от руси
- древляне должны были платить дань руси (за что те убили его)
внешняя политика:
- совершил два похода на константинополь в 941 и в 944 году
- отмена право торговли в византии без пошлины
- военные были обязаны оказывать византии
святослав (957-972)
внутренняя политика:
- присоединил вятичей к руси
внешняя политика:
- проводил политику расширения земель
- реализовал успешные военные действия с волжской болгарией и с хазарским каганатом, дунайской болгарии.
- включил в состав руси территорию дуная
- проиграл -византийскую войну
- обязался не нападать на болгарию и византию