(IV—V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию — Возрождение (Ренессанс) — проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы — в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV—XV и XVI веках.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1*. Римская империя была разделена на Западную и Восточную в: 1. 330 г. 2. 395 г. 3. 410 г. 4. 476 2.* Византийская империя просуществовала в период: 1. 395-1000 гг. 2. 395-1453 гг. 3. 476-1025 гг. 4. 500-1000 гг 3*«Партийную» систему ранней Византии представляли: 1. две партии 2. четыре партии 3. пять партий 4.*Восстание «Ника» произошло в: 1. 518 г. 2. 532 г. 3. 527 г. 5*. Византийский «Земледельческий закон» был создан, предположительно, в годы правления: 1. Исаврийской династии 2. Македонской династии 3. Династии Палеологов 6*. Храм Святой Софии в Константинополе был построен в: 1. VI в 2. VIII в. 3. IX в. 4. XI в 7*. В состав Византийской империи входили территории: 1. Малой Азии 2. Палестины 3. Германии 4. Греции 5. Галии 6. Египта 8*. Общие черты в организации управления Юстинианом и Карлом Великим: 1. создали сборники законов 2. были коронованы папой римским 3. являлись основателями империй в своих государствах 4. вели долгие завоевательные войны 9.* Власть императора Византии отличалась от власти императора франков тем, что: 1. власть первого передавалась только по наследству 2. войско византийского императора состояло из народного ополчения 3. византийский император считался «первым среди равных» 4. власть первого ограничивалась советом мудрых. 10*.могла защитить свои границы, и даже вести завоевательные войны благодаря тому, что: 1. император мог содержать большую армию и сильный флот 2. она была сильным государством 3. её окружали очень слабые государства 4. её армия была хорошо вооружена 11*. В процессе кризиса VII в. Византийская империя подверглась следующим изменениям: 1. она утратила характер мировой империи и превратилась в восточное греческое государство 2. она превратилась в крупнейшее государство на Востоке 3. произошли изменения в этническом составе населения 4. увеличился удельный вес свободных крестьян 5. увеличился удельный вес крепостных крестьян 12*. Византия вела торговлю с: 1. Ираном 2. Индией 3. Китаем 4. Верно все перечисленное 13*. Крупнейшие города Византии: 1. Милет 2. Александрия 3. Фессалоники 4. Каир 5. Адрианополь 14* «Земледельческий закон» представляет собой: 1. указ византийского императора 2. запись обычного права 3. разновидность актовых материалов 4. собрание постановлений эпарха 15*. Согласно «Земледельческому закону» в византийской деревне была распространена: 1. кровнородственная община 2. территориальная община 3. соседская общин
Понятие «древнерусская литература» обозначает в строгом терминологическом значении литературу вост. славян 11–13 вв. до их последующего разделения на русских, украинцев и белорусов. С 14 в. отчётливо проявляются особые книжные традиции, приведшие к образованию русской (великорусской) литературы, а с 15 в. – украинской и белорусской. В филологии понятие «древнерусская литература» используется традиционно применительно ко всем периодам в истории рус. литературы 11–17 вв.
Возникновение древнерусской книжной культуры
Предшественником древнерусской литературы был фольклор, распространённый в Средневековье во всех слоях общества: от крестьян до княжеско-боярской аристократии. В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно, взаимно дополняли друг друга, иногда вступая в тесное соприкосновение. Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всей её истории (от летописания 11 – нач. 12 вв. до «Повести о Горе-Злочастии» 17 в.), хотя в целом слабо отразился в письменности.
Принятие христианства при великом князе киевском Владимире Святославиче ввело Русь в орбиту византийского мира. После крещения в страну была перенесена от южных и в меньшей степени от западных славян богатая старославянская книжность, созданная солунскими братьями Кириллом и Мефодием и их учениками. Огромный корпус переводных (в основном с греч. яз.) и оригинальных памятников включал в себя библейские и богослужебные книги, патристику и церковно-учительную литературу, догматико-полемические и юридические сочинения и т. д. Этот литературный фонд, общий для всего византийско-славянского православного мира, обеспечивал сознание религиозного, культурного и языкового единства на протяжении столетий. От Византии славяне усвоили преимущественно церковно-монастырскую книжную культуру. Богатая светская литература Византии, продолжавшая традиции античной, за немногими исключениями не была востребована. Южнославянское влияние в кон. 10–11 вв. положило начало древнерусской литературе и книжному языку.
Древняя Русь последней из славянских стран приняла христианство и познакомилась с кирилло-мефодиевским книжным наследием. Однако в удивительно короткие сроки она превратила его в своё нац. достояние. По сравнению с др. православными славянскими странами Древняя Русь создала значительно более развитую и жанрово многообразную нац. литературу и неизмеримо лучше сохранила общеславянский фонд памятников.
Литературный язык Древней Руси
Вместе со старославянскими книгами на Русь в кон. 10–11 вв. был перенесён старославянский язык – общеславянский лит. язык, созданный в процессе переводов греческих церковных книг Кириллом, Мефодием и их учениками во 2-й пол. 9 в. на болгаро-македонской основе. С первых лет своего существования на Руси старославянский язык стал приспосабливаться к живой речи вост. славян. Под её влиянием одни специфические южнославянизмы были вытеснены из книжной нормы русизмами, а другие стали допустимыми вариантами в её пределах. В результате к кон. 11 в. сложился местный (древнерусский) извод церковно-славянского языка.
ДЕРЖИ