В Древней Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов с незначительными переменами удержались в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.
Возникновение театра в Древней Греции тесно связано с традицией празднования Великих Дионисиев – весенних гуляний в честь бога виноделия. Согласно мифам, бог Дионис приносит тепло и зарождение новой жизни на землю. Его приход всегда сопровождается плясками и песнопениями. Сатиры играют на флейтах и свирелях, рассказывая о странствиях Диониса. Первые театральные представления были воспроизведением мифического сюжета. Греки наряжались в козлиные шкуры, раскрашивали лица или надевали маски и весело шествовали по улицам города. Участники праздника разыгрывали смешные сценки, пели и восхваляли Диониса. Позднее для представлений стали выбирать открытую площадку, появились поэтические пьесы и профессиональные актеры.
Таким образом, важным отличием современного театра от древнегреческого является наличие особого закрытого здания. Первые представления проходили под открытым небом, на улицах и площадях городов. Правда, сейчас наблюдается возрождение этой традиции, и многие коллективы устраивают уличные представления во время праздников и массовых гуляний. Популярностью пользуются также фестивали уличных театров, проводимые в разных странах.
Из первого отличия плавно вытекает второе – вместимость театра. Современные подмостки редко рассчитаны на большую аудиторию. Провинциальные театры вмещают несколько сотен человек, крупные – до тысячи. На представлениях в Древней Греции могли одновременно присутствовать до 17 000 зрителей.
Немаловажное отличие современного театра в том, что представления проводятся постоянно. В течение сезона спектакли ставятся практически ежедневно, а в каникулярное время зрителям предоставляется возможность познакомиться с репертуаром гастролирующих трупп из других городов и студий. Древнегреческие театральные постановки были связаны с конкретными праздниками и устраивались несколько раз в год.
Изменилось и время показа. В современном театре представление редко занимает более часа. Детские спектакли начинаются в 11 часов утра, взрослые – вечером. В древнегреческом театре все было иначе. Представление шло непрерывно с утра и до заката.
Попасть в современный театр можно без каких-либо ограничений (за исключением возрастных). Билеты печатаются на бумаге и продаются в многочисленных кассах. Стоимость представления зависит от множества факторов. На древнегреческое представление допускались только мужчины. Билета делались из свинца или обожженной глины. Конкретное место за билетом закреплено не было, поэтому, для лучшего обзора зрители занимали места с ночи.
В современном театре в качестве актеров задействованы как мужчины, так и женщины. На сцене одновременно может находиться любое количество участников. Древнегреческие актеры были только мужского пола, и в представлении задействовалось не более трех человек. Основными жанрами первых театров были трагедия и комедия. Вместе с развитием литературы, разнообразились
АВАНСЦЕНА - передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.
АГОН - соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии - диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.
АКТ - часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.
АКТЕР - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.
АМПЛУА - тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.
АНТАГОНИСТ - персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.
АНТИТЕАТР - драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.тральные постановки.
Данило I Романович (1201—1264) — князь Галицько-Волинський і Великий князь Київський (1240), король Русі (1253). Син князя Романа II Мстиславича з династії Рюриковичів. Після тривалої та напруженої боротьби відновив і розбудував Галицько-Волинську державу, створену його батьком. З перемінним успіхом чинив впертий опір монгольскій експансії, одночасно нейтралізуючи мілітарні спроби західних сусідів втручатися у внутрішні справи його держави.
Сприяв розвитку міст, залучаючи туди ремісників і купців. За його правління були побудовані Холм, Львів, Кременець, Данилів, Стіжок, відновлений Дорогочин. Переніс столицю Галицько-Волинського князівства з Галича до Холму.
Час його князювання був добою найбільшого економічно-культурного піднесення та політичного посилення Галицько-Волинської держави. Маючи кордони по Карпатах, Дніпру та Дунаю, за його правління вона зробилася найбільшою державою в Європі, стала праобразом першої української національної держави.
1223 — разом з іншими руськими князями брав участь у битві на р. Калка проти монголів. Був поранений у груди й відступив з поля битви.
Вів боротьбу з феодальними уособицями, викликаними прагненнями галицької боярської верхівки та чернігово-сіверського і київського князів не допустити зміцнення влади Данила і його брата Василька в Галицько-Волинському князівстві. Опирався на підтримку дрібних і середніх служивих феодалів та міщан, зацікавлених у зміцненні княжої влади.
Проводив активну прозахідну політику. Під його владою поширювалися західноєвропейські культурні впливи, прищеплювалися відповідні державні адміністративні форми, зокрема в житті міст. Побудував ряд нових міст (Холм, Львів тощо), переніс столицю з Галича — міста боярських заколотів — до Холму.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Стестом 1. период с xiv—xv вв. в стран западной европы получил название: 1) эллинизм 2) эпоха борющихся царств 3) каролингское возрождение 4) позднее средневековье 2. начало периода средних веков связывают с: 1) возникновением христианства 2) образованием первых империй 3) падением западной римской империи 4) падением константинополя и византии 3. характерной чертой феодального общества является: 1) демократизм 2) корпоративность 3) власть-собственность 4) коллективная собственность на землю 4. наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы, в средние века: 1) феод 2) колонат 3) полис 4) интердикт 5. огромная роль папства в эпоху зрелого средневековья объяснялась: 1) слабостью светских правителей 2) единством христианской церкви 3) отказом церкви от собственности 4) могуществом византийских императоров 6. рост средневековых городов великому переселению народов 2) развитию товарно-денежных отношений 3) росту урожайности сельскохозяйственных культур 4) возникновению феодальной собственности на землю 7. причиной коммунальных движений в средние века стало: 1) стремление феодалов подчинить своей власти города 2) повышение стоимости коммунальных услуг 3) распространение социалистических учений 4) возникновение университетов 8. вероучение, отличающееся от системы религиозных представлений, признанных церковью: l) ересь 2) схоластика 3) схизма 4) уния 9. проявлением кризиса средневековья в xiv—xv вв. стал рост: 1) влияния церкви 2) влияния рыцарства 3) численности населения 4) числа военных конфликтов и народных восстаний 10. в результате кризиса средневекового общества произошло: 1) усиление позиций бюргерства 2) прекращение миграции населения 3) укрепление натурального хозяйства 4) усиление феодальной раздробленности 11. столицей римской империи город византий стал в: 1) 330 г. 2) 476 г. 3) 395 г. 4) 1453 г. 12. возникновение на территории византийской империи латинской, никейской империй и других государств стало следствием: 1) столетней войны 2) восстания иконоборцев 3) захвата крестоносцами константинополя 4) захвата турками-османами столицы государства 13. значение византийской империи в : 1) заложила основы демократии 2) остановила продвижение варварских племен на запад 3) стала связующим звеном между античностью и новым временем 4) стала родиной и философии 14. синоним понятия «автократия»: 1) аристократия 2) православие 3) самодержавие 4) феодализм 15. успешная исламизация местного населения на захваченных арабами территориях объяснялась: 1) высоким жизненным уровнем населения 2) политикой, проводимой арабами 3) заключением унии между римским папой и халифом 4) отсутствием конфликтов среди правящей верхушки халифата 16. религия ислам возникла в: 1) v в 2) vi в 3) vii в 4) viii в 17 сунниты и шииты - это названия: 1) арабских правящих династий 2) направлений в исламе 3) научных школ 4) племен 18. на востоке в отличие от западноевропейского феодализма: 1) сохранилась крестьянская община 2) существовала частная собственность 3) носила аграрный характер 4) государство являлось верховным собственником земли 19. значение арабской культуры состояло в распространении: 1) искусства иконописи 2) техники строительства крупных соборов 3) греческой системы воспитания и образования 4) открытий и изобретений, сделанных в разных регионах 20. в индии, в отличие от других государств востока, в средние века существовала: 1) демократия 2) власть-собственность 3) варно-кастовая система 4) сильная теократическая монархия 21. распространение индуизма в индийском обществе сохранению традиционализма 2) росту социальной напряженности 3) созданию сильного централизованного государства 4) быстрому перемещению людей по социальной лестнице 22. особенность китая в средние века: 1) нападения внешних врагов 2) частые народные восстания 3) верховная собственность правителя на землю 4) чередование периодов централизации и децентрализации 23. утвердившийся в китае принцип конфуцианства «государство - это большая семья» означал, что в стране: 1) была высокая рождаемость 2) все жители были связаны между собой кровнородственными узами 3) легко можно было изменить социальный статус в результате череды перерождений 4) считалось важным повиноваться власти и поступаться личными интересами ради государственных 24. государственная религия в средневековой японии: 1) иудаизм 2) буддизм 3) конфуцианство 4) христианство 25. в период сегуната в японии: 1) усилилась власть императора 2) прекратились междоусобные войны 3) проводилась политика изоляции от других стран 4) установилась республиканская форма правления 26. «закрытие» японии от внешнего мира в xvii в. к: 1) установлению режима сегуната 2) быстрому развитию капитализма 3) консервации феодальных порядков 4) выселению всех жителей из приморских городов
19. на востоке в отличие от западной европы:
1) существовал сословный строй 2) существовала феодальная лестница
3) феодалы в своих землях обладали полным суверенитетом
4) правитель пользовался абсолютной властью над подданными
20. причина расцвета арабской культуры:
1) соединение духовных традиций востока и запада 2) повсеместное распространение латинского языка
3) создание университетов во всех крупных городах 4) распространение греческого алфавита
21. в индии, как и в других государствах востока, в средние века существовала:
1) республика 2) система варн 3) власть-собственность 4) частная собственность на землю
22. деление индийского общества на касты способствовало:
1) быстрой модернизации страны 2) сохранению стабильности в обществе
3) росту политической напряженности в стране
4) установлению полной зависимости общества от центральной власти
23. правителя средневекового китая называли:
1) сыном неба 2) хорезмшахом 3) фараоном 4) ханом
24. особенность японии в средние века:
1) сильный бюрократический аппарат 2) массовые коммунальные движения
3) сохранение сильной мусульманской общины 4) отсутствие у императора реальной высшей власти
25. утвердившийся в китае принцип равных возможностей означал, что каждый житель страны мог:
1) независимо от своего происхождения стать чиновником
2) в результате череды перерождений перейти в другую касту
3) на народном собрании быть избранным в органы государственной власти
4) обратиться с прошением к императору
26. те же обязанности, что рыцари в западной европе, в японии выполняли:
1) самураи 2) легионеры 3) кшатрии 4) шэньши
в1. все термины, за исключением одного, относятся к понятию «индуизм». найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
1) культ 2) карма 3) брахман 4) монотеизм 5) переселение душ
2. какие понятия из ниже характеризуют духовный мир средневековья? запишите цифры, соответствующие верным ответам.
1) ереси 2) готика 3) тотемизм 4) схоластика 5) пантеон богов
3. какие события относятся к арабских государств? запишите цифры, соответствующие верным ответам
1) борьба с крестоносцами 2) создание десятичной системы исчисления
3) попытка восстановления римской империи 4) создание новой монотеистической религии
5) появление сословно- представительных учреждений
эпоха средних веков вариант 2.
1. период с xiv—xv вв. в стран западной европы получил название:
1) эллинизм 2) эпоха борющихся царств
3) каролингское возрождение 4) позднее средневековье
2. начало периода средних веков связывают с:
1) возникновением христианства 2) образованием первых империй
3) падением западной римской империи 4) падением константинополя и византии
3. характерной чертой феодального общества является:
1) демократизм 2) корпоративность
3) власть-собственность 4) коллективная собственность на землю
4. наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы, в средние века:
1) феод 2) колонат 3) полис 4) интердикт
5. огромная роль папства в эпоху зрелого средневековья объяснялась:
1) слабостью светских правителей 2) единством христианской церкви
3) отказом церкви от собственности 4) могуществом византийских императоров
6. рост средневековых городов способствовал:
1) великому переселению народов 2) развитию товарно-денежных отношений
3) росту урожайности сельскохозяйственных культур 4) возникновению феодальной собственности на землю
7. причиной коммунальных движений в средние века стало:
1) стремление феодалов подчинить своей власти города 2) повышение стоимости коммунальных услуг
3) распространение социалистических учений 4) возникновение университетов
8. вероучение, отличающееся от системы религиозных представлений, признанных церковью:
l) ересь 2) схоластика 3) схизма