Западноевропейская средневековая культура, несмотря на кажущуюся легкость и "узнаваемость", является достаточно сложной для студентов. У студентов преобладает крайне упрощенная и ошибочная оценка средневековья как мрачного тысячелетия всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков, реже - идеализация этой культуры как времени подлинного торжества благородства в духе романов В. Скотта (понятно, что причиной такой категоричности и однозначности оценок является как сложность самой проблематики средневековой культуры, так и неглубокое, поверхностное знакомство с этим важным этапом развития европейской культуры).
Цель настоящего пособия состоит в следующем:
Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности. Анализ европейской культурной специфики (в данном случае средневековой) чрезвычайно важен не только в плане изучения европейской культуры. Понимание европейской специфики позволяет лучше уяснить и осмыслить особенности отечественной культуры (что, в свою очередь, является одним из требований Государственного образовательного стандарта).
На примере средневековой культуры, являющейся результатом противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства, раскрыть сложность актуальной проблемы взаимодействия различных культур, показать неоднозначность и драматизм процесса культурного взаимодействия. Так называемый "диалог культур" может принимать весьма болезненные, мучительные формы.
В максимально возможном в пределах учебного пособия объеме показать особенности западноевропейской средневековой культуры в ее историко-культурной конкретике посредством анализа культурологического материала эпохи.
Анализ средневековой культуры не претендует, по понятным причинам, на исчерпывающую полноту, на охват всей многообразной культурной палитры средневековья. Пособие ставит своей целью наряду с вышеизложенным обобщить и в максимальной доступной форме раскрыть основные достижения средневековой культуры, познакомить студентов с тем содержанием эпохи, которое уснаследовано последующей культурой, показать вклад средневековья в культуру человечества.
И последнее. Изучение средневековой европейской культуры даст материалы для самостоятельных размышлений студентов о судьбе европейской культуры, побудит студентов задуматься над проблемой европейской специфики увидеть многообразие культур, позволит глубже понять и осмыслить специфику становления, формирования и развития отечественной культуры.
1) Аварский каганат. Аварский каганат — это государство тюркоязычных кочевых племен, существовавшее в Центральной Азии и Центральной Европе.
Хазарский каганат — государство тюркоязычных кочевых племен, существовавшее в 650-969 годы. В VIII-IX веках государство владело территориями от Северного Кавказа до среднего течения реки Волга и от северо-запада современного Казахстана до реки Днепр.
Государство Огуз — племенное объединение тюркоязычных народов, населявших в средневековье Центральную Азию. Огузы населяли первоначально территорию Семиречья (Жети-Суу). В середине VII века набеги карлуков вынудили огузов бросить нажитые земли Семиречья (Жети-Суу) и переместиться на территории верхнего течения Сыр-Дарьи, берега Аральского моря. В последующем они владели землями от Сыр-Дарьи до Волги.
Кимакский каганат — это государство древних кочевников, населявших в 750-1035-е годы территории современного Казахстана и Южной Сибири. Столицей был город Хакан — Кимак, второй столицей — город Карантия на берегу озера Ала-Куль. Возглавлял государство каган. Кроме того, в структуре управления были такие титулы, как шад, джабгу, младший каган, старший каган. Предводители некоторых племен имели титулы шад, тутук. Население составляли кимаки (кимеки) — один из тюркоязычных народов. В объединение кимаков входили такие племена, как эймур, имек, татар, байандур, кыпчак (кыбчак), ланиказ, ажмад.
2) Все дальше и дальше от Алтая уходили степные поселения. Все дальше и дальше на запад уходила граница необъятной степной страны. В мире не было равного ей гиганта.
Римская империя в свои лучшие годы не имела и четверти той земли, что приходилась на Дешт-и-Кипчак. А о Византии и говорить не стоит, та по площади сравнима разве что с двумя юртами (районами) степной державы. Восемь месяцев занимал путь от восточной до западной границы Великой Степи, от Центральной Европы до берегов таежной реки Илин.
Кипчаки обживали необжитые, вернее, «ничейные» земли, они не селились рядом с чужаками. За счет освоения ничейных земель росла страна. Конечно, росла не сама по себе, словно тесто. Люди вели постоянный бой с бездорожьем, с суровыми зимами, с засухой, с весенним половодьем. И вновь шли вперед, оставляя позади новые созданные ими города и станицы, дороги и переправы, пашни, сады, каналы и пастбища.
Трудное это дело: обживать необжитые земли. Каждый раз все начинай сначала. Дороги, переправы, станицы, пашни, города… И так из года в год. Всю жизнь. Конечно, были столкновения с неприятелем. Но таких, как за Дон, сражений не было, тогда Европа проверила силу и смекалку кипчаков. С тех пор молва бежала далеко впереди их войска.
Меч и плуг, боевой конь и отара, воин и чабан… Им место на гербе Великого переселения народов, они символизировали его. (К ним добавлялись строитель, ремесленник, кузнец, оружейник, ткач, даже винодел и пекарь.) Только опытным мастерам своего дела по силам было обжить необжитые земли Европы.
Великое переселение народов – это не завоевание других стран и народов, это создание своей, новой, страны. Не поганые татары и не дикие кочевники, а умельцы и труженики осваивали степь, самую трудную природную зону планеты Земля… В Арктике легче жить!
Около реки Десна, на высоком берегу, в V веке заложили кипчаки город Биринчи (позже Брянечь), по-тюркски «первый», «главный», он какое-то время являлся столицей Дешт-и-Кипчака, влиятельным городом Европы.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Во время дворцовых переворотом во внутренней и внешней политике наблюдался кризис ? нужно 2 аргумента за и 2 аргумента против (как минимум )
Смерть императора Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. По образному выражению В.О. Ключевского, этот период нашей истории получил название «дворцовых переворотов». За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II (1725–1762) трон занимали шесть царствующих особ, получавших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов.
В исторических исследованиях период второй четверти – середины XVIII в. определяется как «эпоха временщиков», «период политической нестабильности». Из 37 лет непрерывной чехарды власти 32 года приходилось на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи после смерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин.
В истории русского государства началась своеобразная эпоха женщин-императриц. Это было время жены Петра I Екатерины I, курляндской герцогини Анны Ивановны, Анны Леопольдовны (племянницы Анны Ивановны, правнучки царя Алексея Михайловича), дочери Петра I Елизаветы Петровны и Екатерины II. При этом из всех четырех императриц только Анна Ивановна получила свою власть законным путем. Остальные взошли на престол в результате гвардейских военных переворотов, сопровождавшихся арестом, а подчас и убийством прежних правителей, расправой над их фаворитами и сторонниками. Несомненно, все императрицы по-разному проявили себя как политики. Одни опирались на фаворитов и временщиков, другие - на гвардию, третьи - на личную мудрость и правительственные учреждения, на европейский опыт.