Ученые и мыслители тюркского периода Классификация трудов.
Абу Насра Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фарабиат Тюрки (870-950г.г.) Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации,основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после Аристотеля вовсем мире в области философии и логики не было ему равных. В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об искусстве поэзии», «Трактат о жителях добродетельного города», «Отношение философии к религии» Фараби написал комментарии почти ко всем сочинениям Аристотеля
Кул Ходжа Ахмад ибн Ибрагим ибн Махмуд ибн ИфьтарЯсави Ясави признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник. Великому суфию, посвятившему себя Богу, принадлежит произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») Автор раскрывает основы суфизма, призывает к гармонии человека с природой и другими людьми, учит людей жить в согласии со своей совестью, учит добру, справедливости и веротерпимости. Переживая и беспокоясь, думает и заботится о будущем народов, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей. Среди наиболее известных его произведений являются «Диван-и хикмет» («Книга мудрости»), «Мират-улКулуб» («Зеркало души») , «Пакыр-нама» («Сказание о бедном» (бедный на персидскоя языке, означает дервиш
Ю́суфХассХа́джибБаласагу́ни В возрасте 50 лет Юсуф завершил поэму «КутадгуБилиг» («Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «ХассХаджиб». Юсуф Хас-ХаджибБаласагунский писал, как он сам называл: на тюркском языке, караханидской эпохи. «КутадгуБилиг» — первое произведение, написанное на языке древнихтюрков и полностью сохранившееся
Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммед ал-Кашгари Знаменитая книга Махмуда аль-Кашгари «Диванилугатат-тюрк» представляет собой энциклопедию, в которой собран и обобщён обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. «Дивани» аль-Кашгари — памятник тюркской культуры, увековечивший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI веке. В книге, наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением, запечатлены базовые элементы ислама и такой его ветви как суфизм.
Дулати Одним из выдающихся сынов казахского народа, забытых во времена тоталитарной системы, является Мухаммед Хайдар Дулати, живший и творивший в сложную эпоху. Полное имя Дулати звучало Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген. Родился Дулати в 1499 году христианского летоисчисления в Ташкенте, ушел в лучший мир в 1551 году в Индии. Дулати является представителем древнего казахского племени Дулат, которое играло важную роль в образовании первого Тюркского каганата. По словам великого Бабура М.Х.Дулати был разносторонне образованным человеком, хорошо знал и современную историю Казахстана, Средней Азии, Моголистана, фольклор и мудрость своего народа. Дулати был прекрасным историком и писателем своего времени. Свидетельством его высокого образования и обширных знаний истории и культуры народов Евразии является его знаменитый и замечательный труд "Тарихи Рашиди", написанный в зрелом возрасте в 1541-45 годах в Кашмире на персидском языке, который тогда для тюркского мира служил языком науки и культуры. В этом труде он оставил для потомков бесценные сведения - описание истории Моголистана и Кашгара второй половины XIV - первой пол. XVI века. Этот труд широко использовался многими авторами в XVI-XX веках как первоисточник по истории огромной территории расселения тюркских и соседних народов, он не теряет актуальности и в наше время. Этот главный труд Дулати переведен на английский, турецкий и казахский языки, еще в веке Вельяминов-Зернов перевел на русский язык части, конкретно относящиеся к истории казахов. О Дулати, его трудах и государственной деятельности писали крупнейшие русские ученые Вельяминов-Зернов, В.В.Бартольд и другие. В Казахстане стали уделять большое внимание к Дулати, также как и к другим выдающимся деятелям после "Хрущевской оттепели" и особенно после получения Республикой Казахстан независимости. Была проведена специальная конференция, посвященная его 500-летию под эгидой ЮНЕСКО
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему терракотовая армия представляет научный интерес для ученых-?
«Терракотовая армия» (кит. трад. 兵馬俑, упр. 兵马俑, пиньинь: bīngmǎ yǒng, палл.: бинма юн) — принятое название захоронения по меньшей мере 8100 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане.Сыма Цянь сообщает, что через год после восхождения на престол в 246 году до н. э. 13-летний Ин Чжэн (будущий Цинь Шихуанди) стал строить свою гробницу. По его замыслу, статуи должны были сопровождать его после смерти, и, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные амбиции в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни.
Строительство потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Периметр внешней стены захоронения равен 6 км.
Хотя вместо живых воинов — вопреки традиции — вместе с императором были похоронены их глиняные копии, также были закопаны, по различным оценкам, до 70 тысяч рабочих вместе с их семьями.
Статуи были обнаружены в марте 1974 года местными крестьянами во время бурения артезианской скважины к востоку от горы Лишань. Первый этап раскопок с 1978 по 1984 год. Второй — с 1985 по 1986. 13 июня 2009 начался третий этап раскопок[1].
Армия глиняных воинов покоится в боевом построение
в параллельных склепах в 1,5 км на восток от гробницы императора.