все́волод яросла́вич (в крещении андре́й; 1030 — 13 апреля 1093, вышгород под киевом) — князь киевский в 1076—1077 и с 1078 до конца жизни, первый правитель киева, использовавший титул «князь всея руси» (отразившийся на его печатях).четвёртый сын ярослава мудрого и ингигерды шведской. «повесть временных лет» вкладывает в уста ярославу фразу о том, что он любил всеволода больше других сыновей. при жизни отца всеволод не был его наместником в каком-либо городе и жил в киеве при родителях.важные события киевского княжения всеволода ярославича произошли на юго-западе руси и закончились тем, что, по формулировке решения любечского съезда, розданы города: давыду — владимир, ростиславичам же: володарю — перемышль, васильку — теребовль[5]. от ярополка изяславича бежали изгои, сыновья ростислава владимировича, старшие правнуки ярослава мудрого, и заняли червенские города. давыд игоревич, перехватив торговую артерию в устье днепра, добился от всеволода удела, причём на волыни. таким образом столкнулись интересы ярополка изяславича с интересами всеволода, и вскоре ярополк погиб от руки наёмного убийцы в походе против ростиславичей (1086). в 1088 году всеволод дал туров святополку изяславичу, посадив в новгороде своего 12-летнего внука мстислава владимировича.
внешняя политика при всеволоде ознаменована интенсивными контактами со священной римской империей, за императора которой генриха iv князь выдал замуж свою дочь, евпраксию-адельхайду, а впоследствии с римским папой урбаном ii, оппонентом генриха. вероятно, переход руси в лагерь противников императора был связан со скандальным конфликтом евпраксии и генриха: дочь всеволода бежала из германии в верону и предстала перед папой, обвиняя мужа в издевательствах над ней, оргиях и участии в сатанинских ритуалах.
по инициативе князя (видимо, вследствие контактов с римом) на руси был установлен праздник перенесения мощей святителя николая мирликийского в бари, не празднуемый греческой церковью, всегда расценивавшей этот перенос как похищение.всеволод ярославич — один из самых образованных людей своего времени. его сын, владимир мономах, в «поучении» пишет, что его отец, «сидя дома», владел пятью языками. по-видимому, среди этих языков были шведский (язык матери всеволода), греческий (язык его жены), а также, возможно, (язык его невестки, жены владимира, гиты саксонской) и половецкий.
лаврентьевская летопись так характеризует всеволода: «издетства был боголюбив, любил правду, наделял убогих, воздавал честь епископам и пресвитерам, особенно же любил черноризцев, делая им пожертвования, сам воздерживался от пьянства и от похоти, за что и любил его отец более всех своих детей».
dbakun
15.04.2021
Баска́к (тюрк.) — монголо-татарський воєначальник, урядовець і намісник золотоординського хана . баскаки орда, золотоординське ярмо орда улус ярлик золотоординське ярмо -- це влада монгольських феодалів, встановлена на загарбських територій інших держав, у тому числі і східнословянських князівств, у хііі - хvст. орда́ (з половецької : orda, «зібрання», «двір»[1] ) — у x—xviii ст. тип суспільно-військової організації кочових народів євразійського степу . аналог племені або роду . деякі успішні орди становили ханства . улус (монг. — плем'я, люди, народ, спільнота, військо, держава) — назва племені, адміністративного утворення, у стародавніх тюркомовних і ойратомовних народів степу , синонім слів «орда» , урда і юрт . ярли́к (від тюркського ярл-ек — наказ, веління ) — грамота від сеньйора підлеглому, якою визнаються права підлеглого на володіння його підконтрольною територією. отримання грамоти встановлює між надавачем і отримувачем стосунки «господар — слуга».видавав хан
все́волод яросла́вич (в крещении андре́й; 1030 — 13 апреля 1093, вышгород под киевом) — князь киевский в 1076—1077 и с 1078 до конца жизни, первый правитель киева, использовавший титул «князь всея руси» (отразившийся на его печатях).четвёртый сын ярослава мудрого и ингигерды шведской. «повесть временных лет» вкладывает в уста ярославу фразу о том, что он любил всеволода больше других сыновей. при жизни отца всеволод не был его наместником в каком-либо городе и жил в киеве при родителях.важные события киевского княжения всеволода ярославича произошли на юго-западе руси и закончились тем, что, по формулировке решения любечского съезда, розданы города: давыду — владимир, ростиславичам же: володарю — перемышль, васильку — теребовль[5]. от ярополка изяславича бежали изгои, сыновья ростислава владимировича, старшие правнуки ярослава мудрого, и заняли червенские города. давыд игоревич, перехватив торговую артерию в устье днепра, добился от всеволода удела, причём на волыни. таким образом столкнулись интересы ярополка изяславича с интересами всеволода, и вскоре ярополк погиб от руки наёмного убийцы в походе против ростиславичей (1086). в 1088 году всеволод дал туров святополку изяславичу, посадив в новгороде своего 12-летнего внука мстислава владимировича.
внешняя политика при всеволоде ознаменована интенсивными контактами со священной римской империей, за императора которой генриха iv князь выдал замуж свою дочь, евпраксию-адельхайду, а впоследствии с римским папой урбаном ii, оппонентом генриха. вероятно, переход руси в лагерь противников императора был связан со скандальным конфликтом евпраксии и генриха: дочь всеволода бежала из германии в верону и предстала перед папой, обвиняя мужа в издевательствах над ней, оргиях и участии в сатанинских ритуалах.
по инициативе князя (видимо, вследствие контактов с римом) на руси был установлен праздник перенесения мощей святителя николая мирликийского в бари, не празднуемый греческой церковью, всегда расценивавшей этот перенос как похищение.всеволод ярославич — один из самых образованных людей своего времени. его сын, владимир мономах, в «поучении» пишет, что его отец, «сидя дома», владел пятью языками. по-видимому, среди этих языков были шведский (язык матери всеволода), греческий (язык его жены), а также, возможно, (язык его невестки, жены владимира, гиты саксонской) и половецкий.
лаврентьевская летопись так характеризует всеволода: «издетства был боголюбив, любил правду, наделял убогих, воздавал честь епископам и пресвитерам, особенно же любил черноризцев, делая им пожертвования, сам воздерживался от пьянства и от похоти, за что и любил его отец более всех своих детей».