Хакасия расположена в Южной Сибири, в пределах левобережной части среднего течения реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. На сравнительно небольшой территории – 61,9 тыс. кв. км. – сосредоточены уникальные природно-ландшафтные зоны: от полупустынь до высокогорья альпийских лугов и тундр. Такое разнообразие, а также относительно мягкий климат котловины, привели к тому, что на территории Хакасии во все исторические этапы плотность населения была чуть выше, чем в других регионах Сибири. Это не могло не отразится на количестве и качестве объектов культурного наследия.
Историко-культурное наследие Республики Хакасия богато и разнообразно. Точное количество памятников археологии Хакасии подсчитать невозможно, часть из них находится под землей и визуально не воспринимается. Однако в начале 2000-х годов специалистами была предпринята попытка составления карты археологических ландшафтов Хакасии. По оценке составителей карты в Хакасии насчитывается 30-32 тысячи «надземных» памятников археологии. Однако в состав некоторых археологических комплексов может входить до нескольких сотен памятников, поэтому, наряду с заявленной численностью существует еще одна, официальная, – 13,5 тысяч объектов культурного наследия. Но и такое количество объектов культурного наследия делает Хакасию обладательницей крупнейшего в Сибири археологического фонда.
Курганы, древние поселения, крепости-све, наскальные рисунки, каменные изваяния составляют основу историко-культурного наследия народов Республики Хакасия.
Как предполагают ученые, предки человека поселились на территории Саяно-Алтайского нагорья свыше 300 тысяч лет назад, однако самые древние свидетельства освоения человеком пространств Хакасии соотносится с периодом, отстоящим от наших дней на 80-100 тысяч лет.
В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, монгольских и тюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народов являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены.
Первое государство на территории Южной Сибири, предположительно, возникло еще в IV-III веках до н. э. В 201 г. до н.э. государство динлинов, как их определяют китайские источники, было завоевано гуннами. В VI веке на территории Хакасии создается Кыргызский каганат, который к середине IX века достигает своего расцвета, занимая значительную часть азиатского континента.
С древнейших времен Хакасия имела караванные пути, связывающие ее с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата (VI-XIII вв.) существовала ветвь Великого шелкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VII–VIII вв.
Письменность в бассейне верхнего и среднего течения Енисея (включая Хакасию) существовала, по предположениям профессора Л.Р. Кызласова, вплоть до монгольского завоевания, т.е. до конца ХIII века, а по последним исследованиям и до более позднего периода - ХVII- ХVIII вв.
С ХIII века народы Саяно-Алтая, в т.ч. енисейские кыргызы, стали испытывать все более усиливающееся давление со стороны южных соседей, монголов. В результате военной экспансии в 1293 году Кыргызское (Хакасское) государство было разрушено.
После падения Хакасского государства разрозненные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества): Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.
ведомство.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Греция небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на государства. Однако именно Фемистокл сумел убедить греков объединиться в военный союз и направить найденное серебро на строительство флота. Свои идеи Фемистокл высказывал на народном собрании. К сожалению, речь военного деятеля не сохранилась, но если бы вам представилась возможность как Фемистоклу выступать перед собранием греков, какие слова вы бы сказали им, чтобы повторить успех Фемистокла? Оформите свое воззвание в 5-7 предложениях.
Ханство Абулхаир государство узбеков, образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории современных Казахстана и России в 1420-х годах, которое также называют Государством кочевых узбеков.Во главе государства стоял хан, которому подчинялись главы родов и племен. В состав политической элиты входили: духовенство, включая потомков пророка, чиновники: аталык, кукельташ, инак, казии, ишик-ага-баши, накиб, ясавул, мубашшир, наиб и др. При принятии решении хан созывал курултай. В государстве функционировали диваны-министерства, в которых служители были из таких родов как: кушчи, уйгур. В области наместниками назначались даруги. Сбор налогов осуществляли таваджи и джарчи. При Шейбани-хане наблюдались сохранение основных элементов этой системы.Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению другого осколка Улуса Орда-Эджена — Ногайской Орды. Население состояло из родственных племен — канглы, коныраты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны и карлуки и др. Кроме них, источники называют племена и роды буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племён ныне известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть племен на рубеже XV—XVI веков ушла в Среднюю Азию и унесла туда политическое название «узбек», позднее трансформировавшееся в этноним. Основным занятием их было кочевое скотоводство. Племена эти были очень близки между собой по уровню экономического и культурного развития.Арабский путешественник ибн Баттута жителей Кипчакской степи также называет «узбеками Кыпчакской степи», а язык их Валиди называет Ozbek-Kipchak.Абулхайрхан сумел консолидировать племена восточного Дешт-и-Кипчака, но его потомкам не удалось справиться с задачей сохранения династического правления и единства государства, его внук Шейбани-хан, возглавив часть племен, ушёл в Мавераннахр и образовал там своё государство.После смерти Абулхайр-хана государство распалось. Основными причинами распада были распри, усобицы за раздел территории, сопротивление эксплуатации рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории