особенности формирования греческой культуры
в v–iv вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. три важнейшие особенности ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов средиземноморья и европы.
культура греков прежде всего создавалась на базе более динамичного способа производства, рационально организованного хозяйства. греческая с товарным производством, построенная на началах частной собственности, обеспечивала получение прибавочного продукта за счет более организованной и эффективной эксплуатации работников, создавала достаточные материальные возможности для культурного творчества. господствующий класс, состоящий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. социальную основу полисной организации составляло среднее гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, которые вместе с тем были полноправными гражданами и воинами. эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства была больше готова к восприятию культурных ценностей, чем, например, забитые и бесправные общинники в странах древнего востока.
развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в странах древнего востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль. характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации. это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры. в этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, т. е. умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения , философов, драматургов, писателей. широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений, знакомстве с документами государственной важности. именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Крупнейшим из проектов Ирода был Иерусалимский храм. Первоначально его построил царь Соломон по чертежам, которые его отец, Давид, получил под вдохновением от Бога (1 Царей 6:1; 1 Летопись 28:11, 12). Спустя 420 лет этот храм разрушили вавилоняне, а еще через 90 лет иудейский правитель Зоровавель воздвиг на его месте другой, гораздо более скромный храм.
О храме Ирода, впоследствии возведенном на том же месте, Иосиф Флавий пишет: «Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Тысячи людей участвовали в сооружении подпорных стен храма, которые с западной стороны достигали 500 метров в длину. Колоссальные каменные блоки устанавливались без раствора. Самый большой камень весил около 400 тонн и, как выразился один ученый, «по размерам не имел аналогов в древнем мире». Неудивительно, что ученики Христа тоже были глубоко впечатлены! (Марка 13:1). С этих стен была укреплена так называемая Храмовая гора — огромная искусственная платформа, крупнейшая в античном мире. На ней могло бы уместиться почти 20 футбольных полей!
На счету Ирода и другие строительные проекты в Иерусалиме. Например, крепость Антония, которая была пристроена к храму. Кроме того, Ирод возвел дворец и три уникальные многоэтажные башни у городских ворот.
Объяснение: