Учение М. Лютера:
• Критиковал, что богатые откупиться» от грехов, а бедные не могли.
• По его мнению, церковь должна была утвердить равенство всех людей перед богом (это все он изложил в своих тезисах)
• Отрицал власть церкви над чистилищем, а также торговлю индульгенциями
• Считал, что оправдаться можно только верой
• Считает человека греховным, и поэтому должно остаться только 2 таинства: крещение и причащение
• Божественная истина не в папе, а в Ветхом и Новом Завете
• Светская власть должна доминировать над духовной, а значит секуляризация церковных имуществ должна проводиться
• Нужно проверять, испытывать, опровергать написанное в Писании
Учение Кальвина:
• Человек не свободен в выборе жизненного пути, так как его судьба в руках бога
• Фатализм невозможно исправить
• Каждый человек вне зависимости от положения должен проявить которые заложил в него бог и достичь этим талантом успеха
• Лень – недостаток человек, а если человек имеет заслуги и успех, то это проявление божественной благосклонности к человеку
• Человек должен быть умеренным в трате денег, чтобы иметь деньги на обретение «Царства Небесного» (были сокращены праздники и развлечения, поощрялись доносы на нарушителей)
• Верующие жили в общинах, каждая из который была более самостоятельной и независимой, а между общинами шла торговля и они могли вместе воевать
• Человек должен старательно работать, собранно и с дисциплиной
• Не должно быть духовенства, пастора избирали из более образованных, он читал проповедь и вел службу
• Церковь более демократична
• За подданными было принято право на свержение правителя
Черты сходства: обоим учениям присуща простота, отказ от покровительства папы, духовенства и церкви, также учения видят веру и человека отдельным союзом, которому не нужен посредник. Оба учения осуждали церковные богатства.
Черты различия: Лютер больше критиковал церковь и меньше заботился о социально-политическом аспекте, а Кальвин затронул и административно-территориальное устройство (общины), их управление, социальную сферу и личностное развитие. В этом Кальвин ушел дальше Лютера.
Подробнее - на -
Объяснение:
ОбъяснеВо второй половине XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не опирались на религию. По человеческим разумом признавалась полностью познавать и объяснять мир. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.
Доминирование рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.
Популярность науки возросла настолько, что в Англии создали специальное общество под руководством самого короля, а во Франции по инициативе правительства - Академию наук. Оказывалась поддержка научным изданием.
Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в считала себя хозяином собственной судьбы.
Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.
2. Природа человека и естественное право
Эпоха Просвещения утвердила в сознании людей понятие "естественного права". Просветители считали, что все люди от природы наделены естественными правами, в частности право на жизнь, свободу и равенство. Из этого следовало, что все существующие в обществе различия (между бедными и богатыми, правителями и подчиненными, дворянами и простыми людьми) были установлены не Богом, а самими людьми, с учетом этого они должны были изменить то, что сами создали.
Намерениях изменить государство и общество в эпоху Просвещения выглядели не как посягательство на мировой порядок, а как законное право человека. Общество считалось справедливым только при условии, что в нем соблюдены естественных прав человека. По мнению просветителей, чтобы сделать людей счастливыми, прежде следует всех их обеспечить естественными правами, открытыми с разума. Просветители в реализации своих идей возлагали надежды на монархов, которые должны были установить "разумный" порядок в государствах, спертый на естественное право.
Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов" - короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1 В Римском государстве было много рабов, потому что: 1) римляне много торговали 2) в рабство обращали за долги 3) римляне вели завоевательные войны 4) в Риме была высокая преступность 2 По какому военному образцу Спартак строил свою армию? 1) По образцу карфагенян. 2) По образцу македонцев. 3) По образцу римской военной школы. 4) По образцу нумидийской конницы. 3 Чем завершилось восстание Спартака? 1) отменой в Римской империи рабства. 2) рабы добились права на земельный участок. 3) восстание было жестоко подавлено. 4) римляне захватили восставших, но даровали им жизнь. 4 На кого опирался Цезарь, стремясь к власти? 1) сенаторов 2) неимущих граждан 3) рабов 4) солдат 5 Какое событие принесло Цезарю славу талантливого полководца? 1) соперничество Цезаря и Помпея 2) войны в Галлии 3) захват Цезарем власти 4) речь перед Сенатом 6 Кого в Риме называли ветеранами? 1) старых солдат, завершивших службу 2) пожилых сенаторов 3) бедняков, которые не могли себя обеспечить 4) отличившихся в бою воинов 7 Выдели из списка соперников Цезаря в борьбе за власть 1) Брут 2) Красс 3)Лукулл 4) Спартак 5) Помпей 8 Какое событие произошло в 44 году до н.э.? 1) завоевание Галлии 2) захват Цезарем власти в Риме 3) гибель Цезаря 4) поход Цезаря в Заальпийскую область 9 Какие три выражения, ставшие крылатыми, связаны с Юлием Цезарем? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Жребий брошен 2) И ты, Брут 3) Со щитом или на щите 4) Костьми ляжем 5) Перейти Рубикон