Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Задание. Объясните факты социальной несправедливости, описанные в тексте. «Мамаша Тенардье страстно любила своих дочерей и поэтому возненавидела чужую. Грустно, что материнская любовь может принимать такие отвратительные формы. Как ни мало места занимала Козетта в доме г-жи Тенардье, той всё казалось, что это место отнято у ее детей и что девочка ворует, воздух, принадлежащий ее дочуркам. У этой женщины, как и у многих, ей подобных, был в распоряжении ежедневный запас ласк, колотушек и брани. Тенардье дурно обращалась с Козеттой; Эпонина и Азельма тоже стали обращаться с ней дурно. Дети в таком возрасте - копия матери. Меньше формат, вот и вся разница год, потом другой. В деревне говорили: \"Какие славные люди эти Тенардье! Сами небогаты, а воспитывают бедную девочку, которую им подкинули!\" Все думали, что мать бросила Козетту. Между тем папаша Тенардье, разузнав бог знает какими путями, что, по всей вероятности, ребенок незаконнорожденный и что мать не может открыто признать его своим, потребовал пятнадцать франков в месяц, заявив, что \"эта тварь\" все растет и ест, и пригрозив отправить ее к матери. \"Пусть лучше не выводит меня из терпения! - восклицал он. - Не то я швырну ей назад ее отродье и выведу на чистую воду все ее секреты. Мне нужна прибавка\". И мать стала платить пятнадцать франков. Ребенок рос, и вместе с ним росло его горе. Пока Козетта была совсем маленькая, она была бессловесной жертвой двух сестренок; как только она немножко подросла - то есть едва достигнув пятилетнего возраста, - она стала служанкой в доме. Козетту заставляли ходить за покупками, подметать комнаты, двор, улицу, мыть посуду, даже таскать тяжести. Козетта, вошедшая в этот дом такой хорошенькой и свеженькой, была теперь, худой и бледной. Во всех ее движениях чувствовалась настороженность. \"Она себе на уме!\" -говорили про нее Тенардье. Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них не могло бы уместиться столько печали. Сердце разрывалось при виде бедной малютки, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках. В околотке ее прозвали \"Жаворонком\". Народ, любящий образные выражения, охотно называл так это маленькое создание, занимавшее не больше места, чем птичка, такое же трепещущее и пугливое, встававшее раньше всех в доме, да и во всей деревне, и выходившее на улицу или в поле задолго до восхода солнца. Только этот бедный жаворонок никогда не пел. У её несчастной матери дела были не лучше. Фантину уволили с фабрики в конце зимы лето, снова наступила зима. Она зарабатывала слишком мало, а Тенардье, неаккуратно получавшие деньги, забрасывали ее письмами; содержание их приводило ее в отчаяние, а уплата почтовых сборов разоряла. Однажды они написали, что ее маленькая Козетта ходит в холода чуть не голой, что ей необходима шерстяная юбка и что мать должна прислать не меньше десяти франков. Получив письмо, Фантина весь день не выпускала его из рук».
7 ноября исполнилось 100 лет такому масштабному и вместе с тем неоднозначному историческому событию, кардинально изменившему в свое время судьбы стран и народов современного постсоветского пространства, как Октябрьская революция 1917 года.
Исторический ракурс
Среди экспертного сообщества и особенно ученых-историков Казахстана наблюдаются самые разные оценки этого события и его роли в развитии республики. В том числе это отражается в учебниках и учебных пособиях, применяемых в различных учреждениях образования, а также материалах научно-просветительского характера. Можно отметить следующие примеры данных оценок:
№
Источники
Определение события
Положительные стороны
Отрицательные стороны
1
Октябрьский переворот
· Провозглашение права народов России на самоопределение
· Возвращение Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей и Кустанайского уезда, находящихся в годы гражданской войны 1918-1920 гг. в составе некоторых губерний России
· Создание 26 августа 1920 года Киргизской (Казахской) АССР
· Роспуск Всероссийского учредительного собрания, на которое лидеры партии «Алаш» возлагали большие надежды относительно получения автономии Казахстана в составе России
· Ликвидация Алашской автономии
· Продовольственная разверстка в период «военного коммунизма» и ее последствия (крестьянские восстания, голод в 1921-1922 гг.)
2
Октябрьский переворот
· Принятие в 1917 году декретов о мире и о земле
· Провозглашение права народов России на самоопределение
· Введение 8-мичасового рабочего дня на предприятиях
· Создание Казахского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей
· Передача крестьянам 3,5 млн. десятин земли, принадлежавшей представителям казачества, чиновничества и капитала
· Восстановление казахской национальной государственности (создание в июле 1919 года Казревкома, затем в августе 1920 года Киргизской (Казахской) АССР)
· Включение в состав Киргизской (Казахской) АССР Оренбурга, который стал ее первой столицей
· Увеличение территории республики в 1920-1925 гг. на 1/3
· Восстановление в апреле 1925 года исторически верного названия народа – казахи и последующее переименование республики в Казахскую АССР
· Политика красного террора в годы гражданской войны
· Проведение продразверстки
· Искаженное представление о возможности строительства социализма через диктатуру пролетариата и революционное насилие
· Экономический кризис и разруха
3
Октябрьская революция
· Провозглашение принципа равноправия и самоопределения народов
· Преодоление патриархально-феодальных отношений в аулах
· Территориальное объединение казахского народа в рамках Казахской АССР
· Управление территориями по принципу «окраины-метрополия»
· Недопущение на ключевые посты в органы власти представителей казахской интеллектуальной элиты
· Ликвидация Кокандской и Алашской автономий, созданных на основе принципов демократии и самоопределения народов Казахстана и Средней Азии
· Дискредитация и преследование большевиками альтернативных политических организаций
· Разрушительные последствия гражданской войны 1918-1920 гг.
· Массовый голод в 1921-1922 гг. как следствие политики «военного коммунизма»
4
Кожахмет-улы К., Чупеков А., Губайдуллина М. Всемирная история (с 1941 г. по настоящее время). – Алматы: Мектеп, 2013. – 224 с.
Октябрьский переворот
· Советская власть дала ощущение свободы простым людям
· Установление безраздельной диктатуры партии большевиков
· Запрет деятельности других партий и небольшевистских печатных изданий
· Ликвидация частной собственности в промышленности
· Разрушение системы внутренних и внешних экономических связей России в годы гражданской войны
Октябрьская революция
· Обсуждение национальных вопросов и проектов национально-государственного строительства
· Признание Советской власти ведущими представителями «Алаш-Орды» и включение некоторых из них в состав советских партийно-государственных органов
· Постепенная ликвидация остатков патриархально-родовых пережитков в быту и сознании года и последующие события в истории Казахстана, связанные с установлением Советской власти и строительством советского государства, носили неоднозначный характер. Вместе с тем именно такое развитие событий привело к созданию полноценного государственного образования в качестве сперва автономной, а с 1936 года - союзной республики в составе Союза ССР, обретению ею четких границ, формированию национальной элиты, развитию промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры. В конечном итоге все это составило основу для создания в 1991 году суверенной Республики Казахстан.