Вторая половина XIX столетия — это «золотой век» в русской литературе.
Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобразительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отражение Основы эстетики заложил своими работами Чернышевский. В его трактате «Эстетическое отношение искусства к действительности» прямо говорится, что «прекрасное есть жизнь», что «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным. Эта особенность ярчайшим образом проявилась в творчестве демократически настроенных художников.
В 1863 году Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом скандинавской мифологии. Все 13 соискателей, среди них И. Крамской, К. Маковский, А. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 году вместе с московскими живописцами — «Товарищество передвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном, все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок — передвижниками.
Для русской публики значение передвижников было огромно — они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением только и началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П. М. Третьякове и В. В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарищество с покупок и заказов, создав единственный в мире Музей национального искусства. Стасов был глашатаем эстетических взглядов передвижников, и ему многие художники обязаны творческими советами, выбором сюжетов для картин и страстной пропагандой их деятельности в печати.
Живопись вслед за литературой заговорила языком самой действительности. Изображая характерные явления жизни, она стремилась понять то, что происходило вокруг. Новое поколение художников своим творчеством участвовало в решении главных вопросов времени, обнажая социальные и нравственные болезни общества и народа, стремясь к торжеству справедливости.
Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Григорьевич Перов. Уже в первой его картине «Проповедь в селе», вышедшей в год освобождения крестьян» не осталось и следа от безобидной насмешки Федотова: тучный помещик, равнодушный к словам батюшки, заснул на стуле; его молоденькая жена, улучив момент, перешептывается со своим поклонником, демонстрируя тем самым пренебрежение к духовным ценностям со стороны «просвещенного» общества. Следующая картина «Крестный ход на Пасху» была по резкости вполне «базаровской» и созвучной самым мрачным романам того времени.
Пономаренко
14.04.2020
Письмо Владимира Мономаха Олегу
О я, многострадальный и печальный!… Послушал я сына своего (Мстислава) , написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога отпущения своих грехов…
Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей… Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал!» … Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою (жену убитого сына Владимира Мономаха) послать ко мне, - ибо нет в ней ни зла, ни добра, - чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее…
Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему (сыну моему) , а не от тебя. Если бы ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно посылать к тебе или тебе ко мне? …
Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему (сыну моему) искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель…
Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников (имеется ввиду отказ Олега идти против половцев) , я в том каюсь…
Sukharev-Achkasov
14.04.2020
Это была первая попытка освободится от татарского ига. Многие слышали, про куликовскую битву, но мало кто знает, что предшествовало ей. Она была кульминацией борьбы. В 60-е годы XIV века произошел распад орды. Русские объеденившись по очереди стали бить татарских ханов, В 1365г, на реке Войде разбили Тагая, в 1367г разбили Булат -Темира, на реке Пьяна. В 1370г, совершили поход на среднюю Волгу, в ходе которого смнеили мамаевских ставленников на своих таможенников, и взяли с них откуп в 5000р. мамай же испугавшись роста могущества руси, объеденил к тому времени орду, и решил вновь покорить русь одним походом, в итоге был разбит на куликовом поле.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
по 1 примеру романтизма и реализма в музыке, живописи и в литературе
Вторая половина XIX столетия — это «золотой век» в русской литературе.
Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобразительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отражение Основы эстетики заложил своими работами Чернышевский. В его трактате «Эстетическое отношение искусства к действительности» прямо говорится, что «прекрасное есть жизнь», что «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным. Эта особенность ярчайшим образом проявилась в творчестве демократически настроенных художников.
В 1863 году Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом скандинавской мифологии. Все 13 соискателей, среди них И. Крамской, К. Маковский, А. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 году вместе с московскими живописцами — «Товарищество передвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном, все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок — передвижниками.
Для русской публики значение передвижников было огромно — они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением только и началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П. М. Третьякове и В. В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарищество с покупок и заказов, создав единственный в мире Музей национального искусства. Стасов был глашатаем эстетических взглядов передвижников, и ему многие художники обязаны творческими советами, выбором сюжетов для картин и страстной пропагандой их деятельности в печати.
Живопись вслед за литературой заговорила языком самой действительности. Изображая характерные явления жизни, она стремилась понять то, что происходило вокруг. Новое поколение художников своим творчеством участвовало в решении главных вопросов времени, обнажая социальные и нравственные болезни общества и народа, стремясь к торжеству справедливости.
Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Григорьевич Перов. Уже в первой его картине «Проповедь в селе», вышедшей в год освобождения крестьян» не осталось и следа от безобидной насмешки Федотова: тучный помещик, равнодушный к словам батюшки, заснул на стуле; его молоденькая жена, улучив момент, перешептывается со своим поклонником, демонстрируя тем самым пренебрежение к духовным ценностям со стороны «просвещенного» общества. Следующая картина «Крестный ход на Пасху» была по резкости вполне «базаровской» и созвучной самым мрачным романам того времени.