Согласно археологическим и письменным источникам, саки на всей территории Казахстана расселялись в VII–IV вв. до н. э., и в этот период происходит их объединение в крупные племенные союзы. Древнегреческий историк Геродот называет саков «азиатскими скифами». Саками их назвали персы. Этноним «саки» в древнеперсидских источниках означает «могучие мужи». Иранские источники называют саков «турами на быстрых конях». «Самыми искусными стрелками, не пускающими стрел наудачу» называет их греческий автор, живший во II веке до н.э. Сведения о саках содержатся в книге древних иранцев «Авесте». Саки делились на три группы:
1.Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»)
2.Саки-парадарайа («заморские саки»)
3.Саки-хаумаварга («изготавливали хаому)
Типом общественного устройства саков была военная демократия. Во главе племенного союза стоял царь, которого избирали на совете вождей племен. Племенами управляли вожди, избиравшиеся всеми членами племени. Важные государственные дела обсуждались на народном собрании.
Сакское общество состояло из трех социальных групп, каждая из которых имела свой цвет одежды: воины – красный, жрецы – белый, общинники (скотоводы и земледельцы) – желтый и синий. Рабство носило патриархальный характер, рабы в основном использовались в домашнем хозяйстве. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Известны имена сакских цариц Тамирис и Зарины. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
сор Для открытия мектебов и медресе требовалось получение специального разрешения у уездного начальника 2 В 1841 году по инициативе Жангира появилась первая светская школа, в которой изучали русский, арабский, французский, персидский языки, а также азы математики, географии, истории и т. д. 3 Учителями работали преимущественно дьячки, отставные солдаты, казаки, а так же бывшие представители знати. 4 С ранних лет Шокан Уалиханов проявлял огромную любовь к национальной поэзии, а так же географии и астрономии. 5 Абаю удалось учиться одновременно как в мусульманской, так и в светской школе в Семипалатинске. 6 Ы. Алтынсарин призывал молодежь равняться на культурную жизнь других народов, их достижения в науке, образовании и военном деле. верно неверно
После смерти Аттилы между его наследниками разгорелся спор за власть. Ослабление центральной власти, естественно, вызвало сепаратистские настроения среди народов и племён, входивших в состав империи Аттилы.
Первыми откололись от гуннов гепиды, к ним присоединились и другие, в основном германские племена. Сражение состоялось в Паннонии [территория совр. Венгрии] (рис. 96). В этой схватке победили гепиды и их союзники. Старший сын Аттилы Эллак (Еллак) сражался храбро и погиб (454 г.). [Ср. с чувашскими дохристианскими именами Елакин, Елагей. — В. К. Магницкий].
Таким образом, гуннская империя раскололась на несколько областей. Из Паннонии её орды распространились на восток к причерноморским и приазовским степям, где они, как пишет Г. В. Вернадский, со временем стали известны как болгары.
Часть гуннов под предводительством двух сыновей Аттилы Ултсиндура и Эмнетзура перешла на римскую провинцию «Прибрежная Дакия» (совр. территория Румынии) и поселилась на реках Oescus иAlmus. Не от этого ли венгерского названия реки исходит венгерское имя Алмуш — имя царя Волжской Булгарии? Болгарские племена ултсиндуры во время нашествия гуннов в Европу (370 г.) обитали в Крыму (улт син в чувашском языке — «шесть человек», т. е. «шестиплеменные болгары»).
После гибели Эллака остатки его орд во главе с другими сыновьями Аттилы Денгизихом и Эрнаком (Ирнаком) временным местом своего обитания сделали Дакию и Бессарабию (территория совр. Молдавии). [Ср. Ирнак — дохристианское чувашское имя Ирмак (с русск. на чув. иногда н > м). — В. К. Магницкий. Денгизих — ср. чувашское слово тинӗс — «море» (в чув. яз. т=д, в русской транскрипции ӗ > и). — Авт.].
В 468 г. Денгизих и Эрнак послали своих представителей в Константинополь с предложением открыть дунайские рынки для гуннских торговцев. Когда это требование было отклонено, отчаянно храбрый Денгизих пересек Дунай и вторгся в провинцию Римской империи Фракию. Однако в сражении Денги
зих погиб. Эрнак не поддержал радикальное предложение брата и занял нейтральную позицию. Впоследствии орда Эрнака стала главным ядром болгар. В 499 г. гунно-болгары предприняли рейд во Фракию и нанесли сокрушительный удар Византийской армии.
§ 2. Движение гунно-болгар на восток Европы
Эрнак со своей ордой двинулся на восток из Бессарабии в период войны своего брата Денгизиха с Византией или после неё. Орда Эрнака стала ордой утигуров. Утигуры несколько лет провели на Нижнем Днепре, после чего они вошли в северо-крымские степи через Перекопский перешеек. Однако они не осели в Крыму, пересекли Керченский пролив и осели в Азовско-Таманском регионе (рис. 96).
Движение утигуров из Бессарабии к Тамани может быть расценено историками как возвращение их к старым местам обитания, поскольку маршрут был тот же, что и у части гуннских орд, пересекшей по льду зимой 377 г. Керченский пролив в западном направлении. В авангарде их были утигуры, кутигу- ры. Только теперь миграция была в противоположном направлении.
Весьма возможно, что во время первого (или западного) движения некоторые племена утигуров остались в Азово-Таманском регионе. Таким образом, утигуры воссоединились со своими сородичами.
Остатки орды Денгизиха, которые стали известны как кутригуры, последовали за утигурами в их восточном движении. В конце V в. они сплотились между изгибом Нижнего Днепра и Азовским морем. Они контролировали также степи Северной Таврии и Крымского полуострова до Керченского пролива (488 г.). В слове кутригуры основа кутри- по- чувашски означает буквально «сзади», в смысле «поздние», «задние».
Очевидно, орда Денгизиха получила свое название ещё при движении на запад в составе гуннского союза в 370 г. В отличие от закавказских утигуров, расселившихся в Причерноморье еще в I в. в составе аланского союза,
74
азиатские болгары (субаши) со II по IV в. жили в северо-восточном Прикаспии (рис. 85). В Причерноморье и Крым они попали вместе с гуннами только в 370 г., т. е. позже, чем утигуры. Дополнительным подтверждением этого является то, что в VII в. после распада Великой Болгарии утигуры ушли во главе с Аспарухом на Дунай (кстати, имя Эрнака вошло в «Именник Болгарских царей»). А кутригуры переселились на Среднюю Волгу и образовали Волжскую Булгарию. Этим и объясняются заимствования с китайского языка и культуры у булгаро-чувашей. И названия, и имена (Дингиз) до сих пор связаны с северо-восточным Прикаспием и распространены там
Объяснение:
можно лучший ответ?