с приходом тюрок стали возводить (каменные изваяния) на могилах знатных людей. тюрки в v-vii вв. тела умерших сжигали, а золу хоронили. обряд «очищения» - прохождение между кострами. иногда даже скот прогоняли между кострами. от сглаза изготавливали бойтумары, т.е. обереги. вешали на шею детей или молодняка скота. могилы доисламского периода в виде юрты называются дын.
также на территории казахстана исповедовали буддизм (буддийские храмы были в г.акбешиме и г.суябе). согдийцы с i в. до н.э. распространяли буддизм в центральной азии. тюрки испытывали его влияние с vi в. широко распространен буддизм был на юге казахстана и в жетысу. главная археологическая находка у г. испиджаб – подземный буддийский монастырь vi-viii вв.
также согдийцы занесли зороастризм/vi-vii вв. (оссуарии – глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма) и манихейство. манихейство зародилось в иране в iii в. в таразе был найден медальон с манихейским богом. глава манихеев в начале viii в. жил в самарканде.
в vii-viii вв. в городах южного казахстана и жетысу распространено христианство-несторианство. эта ересь зародилась в v в. в восточной римской империи. в vii-viii вв. появились намогильные каменные плиты с надписями (кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями). о христианах илийской долины и церкви в коялыке будет сообщать в xiii в. рубрук.
исламизация населения началась с viii в., в южном казахстане с x в. после принятия ислама перестали строить. до ислама вещи покойного хоронили с ним (теперь это запретили). первое сообщение о письме тюрок принадлежит м.протектору. источники китая наличие в vi в. письма у тюрок. это был древнетюркский алфавит, т.н. руническая (тайная) письменность, состоящая из 35 букв-рун (на основе родовых тамг). тамга – письменный знак родового имени тюрок.
первые и крупнейшие каменные стелы с рунами найдены на р.орхон. посвящены они бильге-кагану и кюль-тегину. эти дастаны ( поэмы) «культегин» и «тонъюкок» - основные памятники древнетюркской (написаны в восточно-тюркском каганате). это образцы ораторского искусства и политической прозы, о батырах. также руны были найдены и на р.талас.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
«… вам должно знать с кем вы дело иметь будете. ежедневные случаи вас будут ко мне предводительствовать, вы во мне найдете, что я иных видов не имею, как наивящее благополучие и славу отечества, и иного не желаю, какблагоденствия моих подданных, какого бы они звания не были. я весьма люблю правду и вы можете ее говорить, небоясь ничего и спорить против меня без всякого опасения, лишь бы только то благо произвело в деле. я слышу, что вас все почитают за чеснаго человека. я ж надеюсь вам опытами показать, что у двора люди с сими качествами живут благополучно. еще к тому прибавлю, что я ласкательства от вас не требую, но единственночистосердечное обхождение и твердость в делах. … труднее вам всего будет править канцелярии сенатской и не быть подчинеными обмануту. сию мелькость яснее вам чрез пример представлю. француской кардиналде-ришелье, сей премудрой министр, говаривал, что ему меньше труда править государством и европу вводить в свои виды, нежели править королевской антикаморою, понеже все празно живущие придворные ему противны былии препятствовали ево болшим своими низкими интригами. один для вас только остается способ, которого ришелье не имел, переменять всех сумнителных и подозрителных без пощады. … законы наши требуют поправления, первое, чтоб все ввести в одну систему, которой и держатся; другое, чтоб отрешить те, которые оной прекословят; третье, чтоб разделить временные (sic) и на персон данные от вечных и непременных, о чем уже былопомышляемо, но короткость времени. меня к произведению сего в действо еще не допустило». кому сие послание было писано?
екатерина ii давала инструкции князю вяземскому при назначении его генерал-прокурором.