Личность художника Иванова
уникальна – это редкий для
русской живописи того времени пример серьезнейшего
отношения к своей миссии творца. Все
салонное, внешнее было абсолютно
чуждо этому мастеру. Его жизнь являет
образец одинокой, будничной работы,
настоящего подвижничества во имя
искусства. Александр Бенуа писал:
«В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка,
жаждавшая истины и не боявшаяся
мученичества...»
Александр Иванов, будучи молодым человеком, поставил перед собой
грандиозную задачу – воплотить в картине историческое значение христианства. Он посвятил этой идее десятилетия мучительной, напряженной работы.
Понимая, что глобальная тема требует
новой адекватной формы воплощения,
художник, находясь в Италии, начал
серьезно изучать религиозную живопись Джотто и мастеров Возрождения:
Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Фра
Анджелико, Леонардо да Винчи. Он
хотел понять, как выдающиеся мастера
воплощали великие идеи. Его
другом в Риме стал немецкий живописец Йохан Фридрих Овербек, глава братства назарейцев, пытавшихся возродить
средневековую цеховую жизнь и традиции религиозного монументального
искусства. В результате глубокого осмысления Евангелия возникла картина
«Явление Христа народу» (1837–1857),
представившая человечество в острейший момент духовного выбора.
Произведение создавалось художником во времена, когда начало меняться отношение к религии. Почему Александр Иванов так настойчиво подчеркивал, что пишет именно историческую
картину? Может быть, потому что, по его
мнению, высказанному в одном из
писем, «религия стала трупом». Современники художника не смогли бы воспринять его работу, руководствуясь
лишь верой в чудесное событие Богоявления. Важно было представить евангельский сюжет как факт истории, а не
эпизод, что придавало определенную
сложность произведению и затрудняло
его понимание. Одним из
решения этой проблемы художник
видел в создании огромного числа
натурных набросков и этюдов. Они должны были придать картине местный
колорит и подчеркнуть ее историческую
достоверность.
Не сумев попасть в Палестину, Иванов, со свойственной ему обстоятельностью и упорством, изучал сочинения о
ней, делая многочисленные выписки. Он
нашел в окрестностях Рима городок
Субиако, который своим расположением
на высокой каменистой горе мог походить на города Палестины. Но более
всего его привлекали человеческие типажи, особенно типы евреев, необходимые
для воплощения темы из библейской
истории. В поисках персонажей будущей
картины Иванов стал частым гостем в
еврейском квартале Рима, располагавшемся неподалеку от театра Марцелла.
Он посещал синагоги, а в летнее время
на берегу моря наблюдал за купанием
богатых еврейских негоциантов.
При собирании подготовительного
материала для картины художник не шел
проторенными путями. Известно, что в
Риме, на знаменитой Испанской лестнице в ожидании клиентов собирались
профессиональные натурщики. Они
могли принять любую позу в соответствии с замыслом художника. Их услугами охотно пользовались коллеги мастера. Обращался к ним и Иванов, но
выбранная им модель должна была соответствовать сложившемуся у него представлению о персонаже. Вот почему
однажды он отказался от услуг известного молодого натурщика, предложенного
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прочитайте отрывок из текста и, используя свои знания из курса истории, выполните задания: «Говоря о вкладе цивилизации Великой степи в сокровищницу мировой архитектуры, прежде всего, следует упомянуть о куполе. Именно кочевники, соорудившие юрту и бревенчатые курганы древности, раскрыли принципы построения купольных сооружений и шатровой архитектуры. Эти секреты великий завоеватель, царь гуннов, Аттила увёз с собой в Европу, где они легли в основу христианской храмовой архитектуры. Среди сохранившихся до нашего времени сооружений средневековья особое восхищение вызывают мавзолеи и мазары: мавзолеи Бабаджи-Хатун (Х-ХI вв.), Айша-Биби (ХI- ХII вв.) близ Тараза; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каипата, Маулимберды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Карахана (XII-XIII вв.) в Таразе и др. Их оригинальная архитектурная композиция и изящество декоративного убранства свидетельствуют о высоком строительном мастерстве степных зодчих. На рубеже XIV– XV веков в Казахстане был построен мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане — один из самых впечатляющих образцов степного зодчества, в котором художественные и конструктивные традиции архитектуры Мавераннахра органично слились с казахскими организации структуры зданий». 1. Выделите в вышеприведенном источнике аргументы (не менее 2-х), свидетельствующие об уникальности архитектуры кочевников. [2]2. Какие факторы (не менее 2-х) повлияли на формирование архитектурных стилей средневекового Казахстана? [2] 3. Объясните духовную значимость исторических памятников (не менее 2-х), приведенных в источнике. 4. Напишите вывод о значимости памятников истории и культуры Казахстана как общенационального достояния.
Объяснение:
Восточные славяне представляли собой одну из ветвей славянской общности. Они обособились от нее в начале новой эры и подарили современному миру три крупных народа: русских, украинцев и белорусов. О восточнославянской культуре нам известно больше, чем о таковой у южных и западных славян. Да и материальная культура восточных славян более актуальная для нас, как для их непосредственных потомков.
Культура любого народа складывается в течение длительного периода времени. Она несет в себе черты характера и нрава людей. Поэтому изучение особенностей материальной культуры восточных славян является своеобразным мостиком к более глубоким и фундаментальным аспектам их жизни.
Большое значение в формировании культуры восточных славян, как и других народов, сыграли природно-географические условия. Местом расселения их была Восточно-Европейская равнина, богатая лесами и реками. Вообще люди всегда стремились жить близ водоемов, что было вполне разумно и целесообразно. Вода всегда нужна в хозяйстве, для питья. Тем более, что в реках часто водится рыба. А леса были источником многих благ: дерева, пушнины, мяса диких животных, ягод