70-80-е гг. XVI в. оказались временем тяжелого экономического кризиса. Деревни, села центра страны, в значительной части северо-запада, новгородские земли запустели. Крестьяне разбежались: кто на новые земли Поволжья, кто в Приуралье, кто на юго-запад. Масштабы запустения общеизвестны: в отдельных районах они составляли до 90 % земли, по данным писцовых книг они оставались в запустении в течение многих лет. Даже в центральном Московском уезде обрабатывалось всего около 16 % пашни. Пашни-перелоги зарастали «кустарем», «лесом-рощей» «в бревно, в кол и в жердь», на бывшей пашне вырос строевой лес.
Многие помещики бросили свои поместья, откуда разбежались крестьяне. На запустении сказались и другие причины: рост налогов, последствия эпидемии чумы 1570 – 1571 гг. Но совершенно бесспорно, что главная причина экономического потрясения России крылась в опричнине, о чем свидетельствуют писцовые книги, зафиксировавшие как массовое явление последствия опричнины в выражениях: «опричнина живот пограбила», «скотину засекли», «опричные замучили», «живот пограбили» и т.д.
Опустошение страны сыграло значительную, а возможно и решающую роль в утверждении крепостного права.
Определенные последствия опричнины сказались на жизни не одного поколения. Она утвердила режим личной власти. Русское самодержавие очень сильно укрепилось благодаря опричнине. Деспотические черты
26
правления, известные со времен Ивана III и Василия III были неимоверно усилены благодаря ей же. Путь форсированной централизации оказался осуществимым только при усилении личной власти. Свою реальную слабость власть пыталась компенсировать жестокостью, создавая аппарат репрессий.
Установление крепостничества консервировало феодализм и задерживало возникновение капиталистических отношений. Террор, установленный в период опричнины и установившийся в стране деспотический режим завершили превращение дворян в холопов самодержавия. Приниженное же положение русского дворянства привело к еще большей закрепощенности и приниженности крестьянства.
Таким образом, путь централизации через опричнину, по которому повел страну Иван Грозный, был гибельным и разорительным для нее. Он привел к централизации в таких формах, которые нет оснований характеризовать как прогрессивные. Правы исследователи, считающие недопустимым оценивать как прогрессивную террористическую диктатуру опричнины, прежде всего потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории. Очень трудно в этой связи оспаривать общее заключение, как результат глубоких размышлений В.Б. Кобрина относительно последствий опричнины и ее влияния на весь ход исторического развития страны: «Должно быть, это не случайно. Аморальные деяния не могут привести к прогрессивным результатам. История опричнины наглядно демонстрирует справедливость этой истины
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Кто нибудь памагите с историей, вопрос в профиле нужно Синквейн слова "Урбанизация"
Во втором высказывание Конвуций говорит о совести благородного человека. Которуму не чего стыдится. Он говорит о идиальном человеке который не чего не нарушал
В 3 высказывание Конфуций замечает то точто большенство нечтожных людей пытаются выкрутится из не приятной ситуация обвиняя другова, когда благородные люди на обород. Если винят кого то то только себя
В 4 высказывание Конфуций замечает то точто мы все жилаем что бы нас похвалили. Но втоже время благородные люди не станут принимать похволу которая им досталась не честно
В 5 высказывание
Конфуций говорит о том что не кто не хочет быть бедным, но опять в тоже время благородные люди не ьудут стыдится тому что они не богдаты. Только если они уже заслужили белнось им станет стыдно
В 6 высказывани конфуций затрагивает раздиление людей на денежные класс.
Тут он говорит что не важно что ты ещь пьёшь и одеваешся а важно то что ты живёшь
Простите за ошибки :3