одним из центральных персонажей комедии грибоедова «горе от ума» является образ софьи. сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». и имя своей героине автор дал соответствующее – софия, что означает «мудрость». но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. и поэтому наше восприятие софьи тоже неоднозначно. «кто разгадает вас? » - на этот вопрос, заданный чацким, мы должны найти ответ. чацкий софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. и героиня чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен. но на софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. у нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. долгое время чацкого не было рядом с софьей (он «три года не писал двух слов»). зато был молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного. подобный образ девушка себе придумала и "наложила его" на молчалина. ей нравился не молчалин, каким он был на самом деле, а молчалин, каким она себе его представляла. и.а. гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с молчалиным. что нам напоминает ее рассказ о сне? в нем чувствуются черты , столь популярной в эпоху грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон фамусов. софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. она остра на язык, язвительна. и.а. гончаров дал софье следующую характеристику: «это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. в собственной, личной ее прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. остальное принадлежит воспитанию». образ софьи играет весьма значимую роль в комедии. с ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора чацкого и фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе. кульминационные моменты этих двух конфликтов , и точка совпадения – софья, обмолвившаяся в гневе за молчалина - «он не в своем уме». героиня сознательно подтвеждает сумасшествие чацкого: а, чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
ale-protasov
21.04.2023
Стародум — прежде всего глубокий патриот. честная и полезная служба отечеству — для него первая и священная обязанность дворянина. только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «степень знатности (т. е. ценности), - говорит стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества знатных дел знатное состояние ничто» служба государству, по мнению стародума, есть дело чести дворянина. во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый стародума молодой граф». в мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. говоря о промышленной деятельности стародума, по-видимому, в сибири, фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства, стародум — представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. горячий защитник просвещения и человечности, стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «угнетать рабством себе подобных беззаконно», — заявляет он. особенно много говорит стародум о воспитании. нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «ум, коли он только ум, самая безделица, прямую цену уму даёт благонравие. без него умный человек - чудовище, наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время». в речах стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего — самого фонвизина. современники высоко ценили речь стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.