Борис Полевой часто вспоминал слова Петра Николаевича Поспелова, который в военные годы был главным редактором газеты «Правда». Он обращался к своим корреспондентам: «Записывайте, самым подробным образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых вы становитесь. Записывайте имена, адреса, даты. Сейчас это, может быть, даже и не пригодится, но потом, после войны, приобретёт огромную ценность. Это ваш долг, если хотите, ваша обязанность. Как важно, чтобы среди катаклизмов этой нечеловечески трудной войны ничего бы не затерялось, чтобы не только мы, но дети, внуки, правнуки наши знали, как мы защищали Родину». И они писали, писали для того, чтобы не прервалась связь времён, чтобы живой и горячий интерес будущих поколений к тем, теперь уже давним, событиям не ослабевал, а, наоборот, постоянно возрастал. Современным же литераторам, пишущим о войне, необходимо показать нам, читателям, значимость той борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, преданность Родине, донести до нас чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поступков в самые критические периоды жизни.
Объяснение:
Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году (в одна тысяча восемьсот четырнадцатом году). Стихотворение "Русалка" написано в 1832 году, когда Михаилу Юрьевичу было 18 лет, и относится к раннему периоду творчества поэта. Это любовная лирика, в которой появляются образы потустороннего мира и сказочный персонаж - русалка. Проанализируем содержание, мелодию и особенности художественных образов этого произведения.
Особенностью стихотворения является его мелодия: слова как будто плывут, а строки стихотворения то набегают, то отступают, как шелестящие у берега волны. Такой эффект достигается размером строк: первая строка имеет 11 слогов, вторая - 9, третья строка уже имеет 12 слогов, а четвёртая - 9. Таким образом, чередование длинной и короткой строк создаёт красивую загадочную мелодию.
Стихотворение написано с использованием мужской рифмы, то есть ударение падает на последний в строке слог. Так стихотворение приобретает живой, задорный ритм, и такой ритм подсказывает читателю, что стих будет наполнен событиями и сюжетами, а не чувствами и переживаниями.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Автор начал своё произведение изображением пейзажа ночной реки. В центре картины - русалка. Автор не останавливается на уточнении образа русалки, вместо этого он описывает события:
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка - и звук её слов
Долетал до крутых берегов.
Благодаря изображению событий стихотворение полнее передаёт обстановку и переносит читателя внутрь картины. Далее рассказчиком выступает русалка, она поёт песню о своей любви. Она передаёт образ своего дома, подводного царства, в котором хрустальные города, золотые рыбки и яркие пески. Необычные фантастические сюжеты характерны для раннего периода творчества М.Ю. Лермонтова. И вот в какой стране живёт русалка:
И пела русалка: "На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
В эту страну волей судьбы попал витязь. Двоякое восприятие образа спящего витязя подсказывает нам о сомнениях в душе автора. Возможно, мечтая о любовном союзе, Михаил Юрьевич Лермонтов беспокоится о том, что в другом мире жизнь совсем другая, пусть сказочная и ласковая, наполненная необычными созданиями и любовью, но губительная.
В песне русалки витязь - молодой боец предстаёт спящим красавцем, в которого она влюблена. Однако в подводном царстве это не сопоставимый с жизнью сон. И хотя русалки целуют и ласково расчёсывают волосы витязя, но не могут понять причину его невнимания к ним:
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!
В этом произведении мы читаем философию молодого поэта. Желание обрести неземное счастье, вечную любовь и осознание недостижимости этого желания соединяются и предстают в таком загадочном сюжете подводного мира, в котором русалка одиноко страдает без любви, а витязь получает всю любовь русалок, но он потерял свою жизнь.
Русалке остаётся плескать серебряные волны, поднимая воду до луны. Ей также как и автору в эту лунную ночь не хватает взаимной любви и недостижимого счастья, словно в сказке.
В стихотворении есть метафоры: "ревнивая волна", "подушка из ярких песков"; олицетворение: "играет мерцание дня".
Данное произведение демонстрирует нам грёзы любви, которые автор олицетворяет в образе мечтательной русалки. Но основная идея произведения - одиночество. Автор не находит близкую родственную душу.
Переживания автора касаются не только земли, где ночная река и крутые берега, но его чувства достигают бегущих по небу облаков и полной луны. Все эти образы отражают уныние и печаль автора, раскрывают переживания молодой души русского поэта.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какое средство художественной выразительности использует автор " слова о полку игореве" в представленном отрывке: деремела, половцы, ятвяги, бросив копья, пали на траву и склонили буйную главу под мечи булатные и стяги. варианты ответов: 1.метафора 2.эпитет 3.гипербола 4.метонимия