данное стихотворение было написано в 1828 году. при создании своего произведения пушкин пользовался несколькими источниками. во-первых, это старинная легенда о древе яда. кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора фурша «о древе яда»: «… на острове ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… за шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…». доктор фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план. композиционно стихотворение явно делится на две части. первая состоит из пяти первых четверостиший. в ней описывается безжизненный пейзаж. поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу: яд каплет сквозь его кору, к полудню растопясь от зною, и застывает ввечеру густой прозрачною смолою. в пустыне все мертво, неподвижно: к нему и птица не летит, и тигр нейдет: лишь вихорь черный на древо смерти набежит – и мчится прочь, уже тлетворный. движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. анчар становится символом вселенского зла. зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара автору передать разные средства художественной выразительности. эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее. в стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой». во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом: но человека человек послал к анчару властным взглядом… теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». достаточно одного взгляда (даже не чтобы раб пошел на верную смерть: и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом. метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. он течет как река, не в силах изменить свое русло. образ раба раскрывается в своей человеческой сути: и пот по бледному челу струился хладными ручьями… автор сочувствует рабу. это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». образ владыки дан обобщенно и символично. это символ тирании и самовластия вообще. пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. тем оно и страшно. это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: а царь тем ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал к соседям в чуждые пределы. интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». в стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». она выражается эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». в данном стихотворении пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «принес он смертную смолу… принес – и ослабел и лег…» стихотворение написано четырехстопным ямбом. это автору передать своеобразную ритмичность произведения. если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях. я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. рабство – лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. до тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. именно рабство души, внутренняя несвобода появлению зла.
Tatyana1426
11.05.2020
Достойное поведение главного героя контрастно оттеняют коварные поступки швабрина, сослуживца гринева. швабрин старше и опытнее главного героя, однако в трудных ситуациях он ведет себя эгоистично, забывая о чести и долге. рассмотрим на примере этих двух героев, как а. с. пушкин раскрывает проблему чести на страницах повести. некоторое сходство гринева и швабрина является чисто внешним: в белогорской крепости, кроме них, нет больше образованных дворян - офицеров. оба оказались в крепости не по своей воле. естественно, что в первый момент они тянутся друг к другу. однако сразу настораживает злая насмешливость швабрина, который издевательски описывает гриневу семейство коменданта. вскоре петр андреевич убеждается, что мироновы - простые и добрые люди, а злословие швабрина вызвано тем, что дочь коменданта, маша, отказалась выйти за него замуж. швабрин, по замечанию гринева, «отменно некрасив», но гораздо больше внешности отталкивает его характер. недаром швабрина сослали в крепость за дуэль. уязвленный отказом маши, швабрин вначале высмеивает ее, а когда узнает о любви к ней гринева, то просто оскорбляет честь девушки грязными намеками. грине в вступается за честь любимой, называет швабрина мерзавцем - и дуэль между ними становится неизбежной.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как связана екатерина ивановна мармеладова с религией. в преступлении и наказании. подробно