стихотворение было написано в 1835 году.
поздний пушкин достигает удивительной духовной просветленности в прозе и в лирическом творчестве. исчезает восторг перед мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке.
как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа (в стихотворении ее символизирует образ тучи), проходя через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира. в стихотворении «туча» пушкин радостно эту гармонию, это душевное просветление:
довольно, сокройся! пора миновалась,
земля освежилась, и буря промчалась,
и ветер, лаская листочки древес,
тебя с успокоенных гонит небес.
городничий, как человек, начавший службу с низших чинов, не стесняется произносить грубости даже в присутствии жены. например, в сцене с купцами его речь изобилует такими выражениями, как «задать перца», «самоварники», «аршинники», «архиплуты», «протобестии», «надувайлы мирские», «семь чертей и одна ведьма вам в зубы», «ах ты, рожа», «разопрёт тебе брюхо», «плевать на твою голову» и т.д. в финальной сцене комедии он говорит: «узлом бы всех завязал, в муку бы стёр, да к чёрту в подкладку! в шапку туды ему…», «ничего не вижу! вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, больше ничего», употребляет такие выражения, как «кукиш с маслом», «сплетники городские, лгуны проклятые, трещотки проклятые, сороки короткохвостые» (по отношению к добчинскому и бобчинскому). с чиновниками он говорит на канцелярско-чиновничьем языке, он употребляет такие выражения, как «сообщить (…) известие» «ассигнована сумма», «от этого только убыток казне». с подчинёнными же у него разговор другой: «а который будет недоволен, я тому после покажу такого неудовольствия! », «а вы — стоять на крыльце и ни с места! », «эк как каркнула ворона! (дразнит его) „был по приказанию“… как из бочки, так и рычит! ». с хлестаковым, которого он принимает за ревизора, он любезен и категоричен: «не угодно ли», «если вам будет угодно», «не извольте беспокоиться», и т.д. даже с осипом (у которого будет не лишним выпытать о нравах и привычках хозяина) он чрезвычайно любезен, называет его «другом», «любезным», и не забывает дать ему «пару целковых на чай», а за тем «сверх того и на баранки». не прочь городничий прибегнуть и к сентенциям: «оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя», «оно конечно, александр македонский — герой, но зачем же стулья ломать? ». в минуты сильного волнения он может допустить и оговорки: «пусть каждый возьмёт в руки по улице… чёрт возьми, по улице, по метле! ». не прочь он похвастать и некоторыми знаниями, когда упоминает об «ассириянах», «вавилонянах», об александре македонском. иногда может проскользнуть и иностранное слово: «а вот посмотрим, что будет после фриштика да бутылки-толстобрюшки».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: