если говорить аллегориями, то свет и тьма - это те самые добро и зло, вечные философско-нравственные категории. мистика в сочетании с философскими элементами - жанровые особенности как таковой, но наиболее ярко столкновение сил и тьмы в "светлана".
пугающий колорит повествования, традиционный для романтической , автор уравновешивает поэзией любви счастливой развязкой. к поэтическим открытиям автора относится и образ героини. в светлане воплощен характер девушки - жизнерадостной, способной к жертвенной и верной любви. сюжет о мертвеце предваряется в бытовой cценкой святочного гадания, а завершается «светлана» пробуждением героини от сна и счастливой встречей с женихом. о мертвеце предстает как своего рода забава - не более чем страшная сказка, рассказанная перед сном. в то же время сцена гадания позволяет поэту воспроизвести черты национального быта, народных обычаев: "раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали; снег пололи; под окнам слушали; кормили счетным курицу "девушки веселятся, только светлана грустна (ведь от ее суженого «вести нет»). во имя любви героиня решается испытать судьбу и приступает к гаданию. для нее это становится тяжелым испытанием.но вот слышится стук замка, а затем «тихий, легкий шепот». суженый вернулся, он зовет героиню в церковь, и светлана без колебаний отправляется в путь со своим мнимым женихом. в фольклорной традиции образ дороги связан с представлениями о жизненном пути. так и в «светлане» дорога символизирует жизненный путь героини - от венца до могилы. но этот путь светлана совершает с неподлинным суженым, чем и объясняются ее смутные, тревожные предчувствия, дрожь ее «вещего» сердца. кони мчатся сквозь метель и вьюгу по заснеженной и безлюдной степи. все пророчит беду, говорит о присутствии злых сил: белый снег (ассоциирующийся с покрывалом смерти - саваном), черный ворон, мерцание луны. дважды упоминается и о гробе - явном знаке смерти. светлана и ее «жених» скачут сначала в божий храм, а затем в «мирный уголок», «хижинку под снегом» (метафора могилы). «жених» исчезает, а светлана остается наедине с безвестным мертвецом и предчувствует близкую смерть: «что же гибель » кульминационным событием становится сцена внезапного «оживления» мертвеца («простонав, заскрежетал страшно он »), в котором героиня узнает своего жениха. однако уже в следующее мгновение она, очнувшись ото сна, сидит в своей светлице у зеркала (перед которым начиналось гадание). ужас пережитого позади, а героиня вознаграждена и за свои страхи, и за свою готовность последовать за любимым в безвестную даль: раздается звон колокольчика, и реальный, живой жених светланы - статный и «любезный» - подходит к включив традиционный сюжет в новую форму, поэт связал со сказкой, чему традиционные для сюжетныe клише оказались переосмысленными. в частности, образ дороги типичен и для , и для сказки. в сказке героя ждет заслуженная награда в конце пути, так происходит и в «светлане». чем заслужила «награду» героиня? во-первых, своей преданностью, верностью, душевной стойкостью. во-вторых, своей верой в бога, к которому она постоянно обращается за душевной поддержкой («пред иконой пала в прах, спасу »).
над “ светлана ” жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. она посвящена его племяннице александре александровне воейковой (в девичестве - протасовой) и была её свадебным подарком. у народа существовал такой обычай как гадание в святочную неделю т. е неделю после рождества, отмечаемого 7 января, и в крещенье /19 января/. святки - волшебное время. а какого волшебства могут ждать девушки? разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь? светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало - способ связи с потусторонним миром. любовь в дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. основным состоянием героини является страх и ужас, но светлана демонстрирует неизменность веры: утоли печаль мою ангел-утешитель в преобладает два цвета: белый и чёрный. белый цвет побеждает страшную темноту ночи. от строфы к строфе переходит образ снега. ( примеры из текста) он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. белый цвет ассоциируется с именем героини светлана - “светлая”. итак, основой сюжета в является мистический сон главной героини. именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. конец жизнерадостен. светлана просыпается, и возлюбленный к ней возвращается. по мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких. жуковский отступил от сюжета : с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: