всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а , стало быть, самовыражение личности писателя. «багаж» пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов. чем богаче палитра художника – тем большими возможностями при создании полотна он обладает. то же и с писателем: чем выразительнее его речь, чем ярче образы, чем глубже и интереснее высказывания, тем более сильное эмоциональное влияние на читателя смогут оказать его произведения.
среди средств речевой выразительности, называемых чаще «художественными приемами» (или иначе фигурами, тропами) в творчестве на первом месте по частоте употребления значится метафора.
метафора используется, когда мы употребляем слово или выражение в переносном значении. перенос этот осуществляется по схожести отдельных черт явления или предмета. чаще всего именно метафора создает художественный образ.
разновидностей метафоры довольно много, среди них:
метонимия – троп, смешивающий значения по смежности, иногда предполагающий наложение одного значения на другое
(примеры: «съем-ка я еще тарелку! »; «ван гог висит на третьем этаже»);
эпитет – троп, наиболее ярко отражающий авторскую субъективную позицию, синтаксически используется чаще всего в виде определения
(примеры: «славный паренек»; «жалкий человечишко», «горький хлеб»);
сравнение – фигура речи, характеризующая предмет через сопоставление одного с другим
(примеры: «как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен»);
олицетворение – «оживление» предметов или явлений неживой природы
(примеры: «зловещая мгла»; «осень заплакала»; «вьюга завыла»);
гипербола и литота – фигура в значении преувеличения или преуменьшения описываемого предмета
(примеры: «он вечно спорит»; «море слез»; «маковой росинки во рту не было»);
сарказм – злая, язвительная насмешка, порой откровенное словесное издевательство (например, в получивших распространение в последнее время рэп-баттлах);
ирония – насмешливое высказывание, когда говорящий имеет в виду нечто совсем иное (например, произведения и. ильфа и е. петрова);
юмор – троп, выражающий веселое и чаще всего добродушное настроение (в этом ключе написаны, например, басни и.а. крылова);
гротеск – фигура речи, намеренно нарушающая пропорции и истинные размеры предметов и явлений (часто использовался в сказках, другой пример – «путешествие гулливера» дж. свифта, творчество н.в. гоголя);
каламбур – нарочитая двусмысленность, игра слов, основанная на их многозначности
(примеры можно найти в анекдотах, а также в творчестве в. маяковского, о. хайяма, к. пруткова и др.);
оксюморон – сочетание в одном выражении несочетаемого, двух противоречивых понятий
(примеры: «страшно красивый», «оригинальная копия», «стая товарищей»).
однако речевая выразительность не исчерпывается только стилистическими фигурами. в частности, можно упомянуть еще звукопись, которая представляет собой художественный прием, подразумевающий определенный порядок построения звуков, слогов, слов для создания какого-то образа или настроения, имитации звуков реального мира. звукопись читатель чаще встретит в поэтических произведениях, но встречается этот прием и в прозе.
всю комедию "горе от ума " можно разделить на два века : минувший и нынешний. к минувшему веку относится фамусов и его окружение. для них не свойственно чему-то учиться, они готовы на всё ради денег, к примеру фамусов рассказывал о своём знакомом, который прислуживался императрице. он смешил людей во дворце, при этом унижаясь, но это, по мнению фамусова, не так важно, ведь теперь он купается в деньгах. к веку нынешнему можно отнести софью, чацкого, репетилова , они обладали свободомыслием, им хотелось изучать что-то новое и они умели любить. "служить бы рад, прислуживаться тошно"- считал чацкий, он , как и весь нынешний век считали, что прислуживать, это значит не уважать себя. "счастливые часов не "-эту фразу сказала софья, она означает то, что она умеет любить и испытывает чувства , это характерно нынешнему веку.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Задали написать в тетрадку пересказ как встретились валек с васей и марусей ( в дурном обществе) надо