в разработанном плане убийства раскольников не предвидел именно того, что между теоретическим решением и практическим осуществлением часто лежит бездна, что кажущееся в теории столь легким и даже наполняющее самодовольством и гордостью в действительности обнаруживает неожиданный, грозный и зловещий смысл.
он предвидел многое в задуманном плане и представлял себе почти все внешние его следствия, но не мог предвидеть внутреннего самочувствия как в момент пролития крови, удара топором по черепу старухи, так и в последующие дни и ночи. раскольников, как теоретик и как индивидуалист, считался только с самим собой, со своими интеллектуальными целями, между тем как готовился идти и свершить насилие, отнять жизнь у другого.
в основе своей ошибочность теории раскольникова сводится к тому, что он нравственным законам вообще и заповеди «не убий» в частности приписывал чисто внешнее значение, которое должно быть внешним же образом обязательно для одних и от признания которого могут быть освобождены избранные. потому-то он, готовясь к убийству, все время мысленно обдумывает лишь свои логические положения, но не останавливается сознательно на сущности самого момента убийства. и лишь смутно что-то в нем протестует против принятого решения, и он чувствует тоску и отвращение при мысли о необходимости совершить убийство.
и после совершения преступления, когда он тщетно силится разобраться в своих ощущениях, он полагает, что все дело просто в том, что у него не хватило сил «преступить» нормы, посметь. «я ведь только вошь убил, соня, - говорит он соне мармеладовой, - бесполезную, гадкую, зловредную». «это человек-то вошь? » - восклицает соня, и этим подчеркивает свое особое, глубоко религиозное отношение к человеческой жизни. для сони мармеладовой нравственные законы, заповеди жизни вложены глубоко в основу души человеческой, и никто, какой бы высоты ни достиг человек, не может преступить эти заповеди и законы без того, чтобы не изуродовать свою жизнь, не совершить страшного насилия над своей же душой.
что касается самого раскольникова, то он до конца романа, до заключительных строк эпилога, не понимает этого религиозного отношения сони к жизни. но автор показывает, как в непосредственной жизни раскольникова обнаруживается нарушение им основных законов человеческой жизни; теории раскольникова, допускающей убийство для немногих, автор противопоставляет стихийную логику жизни, не рациональную, как у раскольникова, а иррациональную, подчиняющую себе всецело молодого теоретика и разбивающую вдребезги все его положения, казавшиеся ему столь твердо установленными и ненарушимыми. состояние полного душевного расстройства, в которое впал раскольников после убийства, полной потери всех своих жизненных утверждений, мучительное и страшное состояние, показало, как бессильна личная человеческая логика, когда она идет вразрез с общими жизненными основами.
вся противоестественность, весь ужас для человека в таком деянии, как убийство, художником освещены не в поучении, а в яркой изобразительности самого момента убийства. ступив на ложный путь, доверившись отвлеченной теории, раскольников должен сразу попасть в хаос, в котором теряет возможность руководить событиями и собственной волей. становится ясно, что раскольников совершает насилие не только над другими, но и над самим собой, над своей душой и совестью.
в ночь после убийства раскольников делается безвольной игрушкой ужаса и душевного расстройства. в дальнейшем он продолжает ощущать непредвиденные последствия случившегося, предусмотреть которых он не мог. так, он чувствует полное разобщение со всем миром и с самыми близкими людьми. он носит маску в общении с любимой матерью и сестрой, замыкается в свое угрюмое одиночество. и хотя он теоретически оправдывает свое преступление и винит себя только за слабость воли и малодушие, но в то же время бессознательно чувствует, что пролитая им кровь делает нев он решает, что все дело в его слабости, в том, что он наделен дряблой и бессильной натурой. он приходит к сознанию того, что он спасовал перед своим принципом, оказался ниже его. «я себя убил, а не старушонку»,-говорит он и выражает ту же мысль в другом месте: «старушонка - я не человека убил, я принцип убил! »
в дальнейшем автор рисует своего героя в состоянии внутреннего расстройства и душевной борьбы. он не находит никаких прежних интересов жизни, не может больше отдаваться ни труду, ни развлечениям. он борется между двумя решениями: собственным прежним, говорящим ему о праве сильных, и сони, призывающей его к покаянию и искуплению. но личные черты, которые показывает в своем герое автор, объясняют медленный процесс душевного перерождения раскольникова, которое совершилось в нем под влиянием сони мармеладовой.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найти в стихотворении "разбуди меня завтра " художественно-выразительные средства.