к главным героям пьесы можно отнести чацкого, молчалина, софью и фамусова. сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.
второстепенные герои – лиза, скалозуб, хлестова, горичи и другие – тоже участвуют вразвитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
образы героев-масок предельно обобщены. автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие типы. их роль особая, ибо они социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. их участие в комедии основано на приеме "кривого зеркала".
этой способствуют и внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. и если основные герои "горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора.
«бесы». композиционно его можно поделить на три части, каждая из которых начинается одинаково:
мчатся тучи, вьются тучи;
невидимкою луна
освещает снег летучий;
мутно небо, ночь мутна.
эти строки жуткую картину бурана, сильнейшей вьюги. по мере развития стихотворения это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину. уже в первой части ямщик, везущий лирического героя, упоминает о черте:
в поле бес нас сводит, видно,
да кружит по сторонам.
именно поэтому путники сбились с пути и оказались в самом сердце разгула стихии: «все дороги занесло; / хоть убей, следа не видно…»
а бес все не успокаивается, дразнит и пугает людей. первым на него обратил внимание ямщик. я думаю, это неслучайно: ямщику, как человеку из народа, более близок и понятен мистический мир, он глубоко верит в него. поэтому за природным ненастьем ямщик видит разгул дьявольских сил:
посмотри: вон, вон играет,
дует, плюет на меня;
вон - теперь в овраг толкает
одичалого
лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему страшно: «страшно, страшно поневоле, / средь неведомых равнин».
вторую часть стихотворения можно назвать кульминационной. ее вступление «мчатся тучи, вьются тучи…» еще более усиливает напряжение, доводя его в конце части до наивысшей точки. теперь уже и лирический герой замечает беса: «вот уж он далече скачет; лишь глаза во мгле горят». испуганные лошади снова понесли. герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы:
бесконечны, безобразны,
в мутной месяца игре
закружились бесы разны,
будто листья в
в третьей, итоговой части, лирический герой передает свои
чувства от всего, что он увидел и пережил: «визгом жалобным и воем / надрывая сердце » здесь уже герой испытывает страх, ужас, панику.
знаменательно выражение «надрывают душу…» следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы, он переживает по этому поводу.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Проверочное слово к слову дохнул))или проверочного слова нету? ?