проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. «отцы» и не понимают собственных «детей». а те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. в моем сочинении речь пойдет о романе тургенева «отцы и дети» как об одном из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни проблемы «отцов и детей».уже в самом названии писатель определил главную своего произведения. евгений базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. в эту категорию входят стихи, музыка, искусство.образ базарова – это типичный образ демократа-разночинца. и евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. безусловно, он трудолюбив. причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется положительным качеством. так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу обществу.часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и действия и убеждения друг друга. цель критики – доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. таким образом, «отцы» «детей», а «дети» – в свою очередь, «отцов», и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.у главного героя романа – евгения базарова – удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. но, вместе с тем, в этом образе немало недостатков. причем тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.к недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь.в поведении подражателей базарова много грубости и пошлости.в романе образ молодого нигилиста базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения – павла петровича кирсанова. павел кирсанов – настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. когда базаров узнает павла петровича, то дает ей свою жесткую характеристику: «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не ».базаров спорит с павлом петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. базаров олицетворяет собой поколение демократов, а павел петрович – поколение либерального дворянства. у каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. базаров говорит, что «порядочный в двадцать раз полезнее всякого поэта». естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности павла петровича.базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, павел петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает базаров.споры между базаровым и павлом кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. дуэль между базаровым и кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. конфликт между поколениями приобретает масштабы.время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за «детьми». в романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между павлом петровичем кирсановым и базаровым победителем оказывается последний.
подробнее - на -
дело в том, что характер катерины, как он исполнен в "грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности островского, но и во всей нашей .
с образом катерины в драме связан мотив простора. она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. с самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». но ведь она родилась и росла в той же среде, что и кабаниха, тихон, дикой и другие.
рассказ катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
впрочем, о значении материальной зависимости, как главной основы всей силы самодуров в "темном царстве", мы пространно говорили в наших прежних статьях. поэтому здесь только напоминаем об этом, чтобы указать решительную необходимость того фатального конца, какой имеет катерина в "грозе", и, следовательно, решительную необходимость характера, который бы при данном положении готов был к такому концу.
такая любовь, такое чувство не уживется в стенах кабановского дома с притворством и обманом. катерина хоть и решилась на тайное свидание, но в первый же раз, в восторге любви, говорит борису, уверяющему, что никто ничего не узнает: "э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. не жалей, губи меня! пусть все знают, пусть все видят, что я коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? "
всю ее настоящую жизнь составляют – работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. в реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. даже когда варвара выслушала рассказ катерины, сказала: «да, ведь у нас тоже самое». а катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
в катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «что-то во мне такое необыкновенное. точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». это чувство – чувство личности. в катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. ту любовь, которая просыпается в катерине, она сама. в силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. любовь к борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. она хочет быть чистой и .
когда она осознает свою любовь к борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. она признается варваре: « точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». и действительно, вокруг нее все рушится: уезжает тихон – опора в любви, варвара дает ей ключ от калитки. в разговоре с борисом варвара говорит: «я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда! ». эти слова можно считать предвестием гибели. сознание греха полностью овладевает героиней.
при таком положении дел, само собою разумеется, что катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье, она знает, что значит милость кабановой и каково может быть положение невестки при такой нет, ей бы нужно было не то, чтоб ей что-нибудь уступили и облегчили, а то, чтобы свекровь, муж, все окружающие сделались способны удовлетворить тем живым стремлениям, которыми она проникнута, признать законность ее природных требований, отречься от всяких принудительных прав на нее и переродиться до того, чтобы сделаться достойным ее любви и доверия. нечего и говорить о том, в какой мере возможно для них такое
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чем народные сказки отличаются от авторских? какие у них особенности?