великая отечественная война является поистине войной народной. именно народ, поднявшись на борьбу с оккупантами, стал творцом победы, явив миру непоколебимую силу своего духа. и, воскрешая события войны, писатели главную свою видят в изображении народа, творившего , в показе его ни с чем несравнимого подвига. так, например, в произведениях в. астафьева тема народного подвига, по его признанию, тема святая: «тема войны для меня — святая тема, и хочется, чтобы писалось трепетно, с болью и святым уважением к тем людям, с которыми я воевал, и которых приходилось мне хоронить вдоль долгих дорог войны». этот замысел писатель воплотил в одном из самых своих значительных произведений — повести «пастух и пастушка». со всей силой своего писательского мастерства раскрыл он перед нами всю противоестественную сущность войны, врывающейся в человеческие жизни, коверкающей судьбы, противопоставив ей светлое чувство любви.
с первой строки повествования автор погружает нас в щемящее чувство печали: немолодая уже женщина, идущая по пустынному полю, опускается на колени перед одинокой могилой и спрашивает кого-то, видимо, ей близкого и дорогого: «почему ты лежишь один посреди россии? ». и не случайно сразу же после этого следует первая часть повести — «бой»,— переносящая нас в атмосферу войны, полную боли, страдания, смерти и : «, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с визгом откаты », «тьма, зияющая за огнем», «черная снеговая пороша», «мясо, кровь, копоть». писатель, таким образом, подводит нас к основной мысли своего произведения: война, заставляющая людей убивать друг друга, противоестественна. вся повесть астафьева построена на противопоставлениях, которые проявляются даже в названиях глав — «бой» и «успение», «свидание» и «прощание». прием антитезы используется и при подаче образов пастуха и пастушки, красной нитью проходящих через все произведение. с одной стороны — пришедшее из детства воспоминание бориса о том, «как танцевали двое — он и она, пастух и пастушка. они любили друг друга, не стыдились в любви и не боялись за нее. в доверчивости они были беззащитны». с другой — убитые старик со старухой — хуторские пастухи, обнявшиеся «преданно в смертный час», « заброшенных сирот в мятущемся мире, не подходящем для тихой старости». оказавшиеся беззащитными перед лицом войны, так же, как оказалось и беззащитным перед страшными событиями чувство бориса и люси.
образ «пастуха и пастушки» выбран автором для воплощения идеи вечной любви, над которой не властна смерть — «попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили так тому и ». так же, как не подвластны ей чувства главных героев книги.
чистота юных душ и «грязная» сущность войны. но нельзя сказать, что трагедия бориса костяева только трагедия его оборванной войной любви. вынужденная разлука с любимой — это скорее эмоциональный толчок, который повлек за собой душевный кризис героя. главной же причиной надломленности и опустошения души является война, поправшая все законы человечности. чтобы подтвердить идею всесо-крушительности войны не только в , но и духовном смысле, автор вывел еще один центральный образ — старшину мохнакова, через все произведение проходящий рядом с главным героем. о нем писатель говорит, как о воине, сохраняющем силу духу и воинскую честь в самых тяжелых обстоятельствах. войной старшина в некотором роде противопоставлен не лишенному романтичности лейтенанту костяеву, но считать мохнакова человеком, свободным от моральных запретов нельзя. это человек, для которого свята верность товарищам, боевому братству: «люди на войне братством живы, так-». однако и этого «диковинной силы и стойкости» человека не пощадила война: «я весь истратился за войну»,— говорит он борису.
повесть в. астафьева «пастух и пастушка» вызывает мысли о том, что война должна стать ским, нравственным уроком человечеству, что подобные события, уничтожающие людей, ломающие их души, не могут повториться. а память о тех страшных годах, о людях, положивших свои жизни во имя мира, должна быть вечной.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая главная мысльбасни крылова мышь и крыса