ii. уроки французского языка. (мальчик хорошо учился и в райцентре. по всем предметам, кроме французского, у него были пятерки. с французским он не ладил из-за произношения. мальчик легко запоминал французские слова и обороты, но произносил их «на манер деревенских скороговорок». лидия михайловна, учительница французского, слушая его, «бессильно морщилась и закрывала глаза».)
iii. доброе и чуткое отношение лидии михайловны к своему ученику. (мальчик начал играть на деньги в «чику», чтобы иметь возможность каждый день покупать пол- литровую банку молока. но мальчишки, с которыми он играл, жестоко избили его. когда лидия михайловна узнала, что ее ученик играет на деньги, то не повела его к директору, а решила поговорить с ним. выяснив, что мальчик играете «чику», чтобы купить банку молока, она захотела ему.)
iv. уроки лидии михайловны — уроки доброты.
1. занятия в доме учительницы. (пытаясь покормить голодного ученика, лидия михайловна пригласила его домой заниматься французским языком. но эти уроки никакой пользы не приносили: забившись в угол, он не мог дождаться, когда его отпустят домой. закончив занятия, лидия михайловна приглашала мальчика к столу, но тот отказывался и убегал. после нескольких попыток учительница, отчаявшись, перестала приглашать его к столу.)
2. посылка с макаронами. (лидия михайловна не могла спокойно смотреть, как голодает ее ученик. она прислала ему посылку. но содержимое посылки — макароны и гематоген, которых в деревне днем с огнем не сыскать, выдали ее с головой. лидия михайловна просит своего ученика забрать посылку: «луйста, возьми. тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться». но гордость нё позволяет мальчику принять столь щедрый подарок.) -
3. игра с учительницей в «замеряшки». (желание ученику, который недоедает и мечтает о кружке молока, не покидало лидию михайловну ни на минуту. она предложила ему играть в «замеряшки» на деньги. мальчик не замечал, что учительница подыгрывает ему. он был счастлив. наконец-то у него появилась возможность каждый день пить молоко! директор, узнав об этой игре, увольняет
лидию михайловну. в середине зимы мальчик получил посылку: в ней были макароны и три больших яблока. посылку прислала лидия михайловна.) v. уроки доброты — уроки жизни. (уроки, которые преподала своему ученику лидия
михайловна, — это уроки доброты, сострадания, сочувствия. они на всю жизнь
остались в сердце мальчика. и, став писателем, он поведал о них людям.)
подробнее: в чем состояли уроки учительницы лидии михайловны? (по рассказу в. распутина «уроки французского») план - 6 класс - язык и - сочинения | егэмихаил михайлович пришвин писал: « нет ничего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом — это поле битвы добра и зла, и человек только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».
эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть — между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повести — животных, людей. кто же из этой борьбы выйдет победителем? образы насти и митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. главные герои повести — сироты. сиротливо выглядят и два хвойных дерева. автор проводит параллель между деревьями и детьми. настя и митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. как часто ссорятся , так часто они проводят время и в дружной работе. и деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. а разлад между деревьями случается, если вдруг налетит внезапный ветер. так и на митрашу налетит ветер, овеет его ством, и начнет он ссорится с настей, «хорохориться». но утихомиривает настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор покидает хозяина».
у еще мало жизненного опыта, поэтому возле лежачего камня не остановились, не задумались об опасностях. а ведь преодолеть их можно только сообща и с разумом.
настя и митраша, отправившись за клюквой, расходятся от лежачего камня каждый своим путем. настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. но на этот путь она ступила с большой корзиной. и целью ее является — набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни. нагребая ягоды в корзинку, настя забывает о брате. «да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше». она идет уже не по «человеческой» тропе: «а теперь, следуя ощупью за клюквой, — куда клюква поведет, туда и она, — настя незаметно сошла с набитой тропы».
митраша, отбросив человеческий опыт и друга-компаса, оказывается в слепой елани. и никто не приходит на мальчику.
но настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. а митраша слепую елань принял за поляну. вот так и в жизни нас подстерегает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.
отправились за клюквой. а может быть автор хотел, чтобы они узнали правду жизни? жизнь — кладовая солнца, но сокровища открываются непросто и не каждому. все постигается на собственном опыте. только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-настоящему начал ценить родного человека митраша. настя одержала над собой трудную победу: из-за жадности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.
через плохое и хорошее проходят герои повести. впереди у них сухая речка, где объединяются обе тропинки. не случайны слова автора: « сходились на сухой речке и там, за сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие цветы принято дарить по правилам этикета дедушке и учительнице?