стихотворение "дума" было опубликовано в январском номере "отечественных записок" за 1839 год. основная его мысль - размышление о судьбах поколения. мысли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в россии. после поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. в связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
стихотворение не зря названо "дума". это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не покоя человеку.
печально я гляжу на наше поколенье!
его грядущее - иль пусто, иль темно…
как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
…без шума и следа,
не бросивши векам ни мысли плодовитой,
ни гением начатого труда.
лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:
"к добру и злу постыдно равнодушны…" и "перед опасностью позорно малодушны…"
автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только , но и при этом бездействовали. поэтому так суров его приговор:
и прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
потомок оскорбит презрительным стихом,
насмешкой горькою обманутого сына
над промотавшимся отцом.
лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. он высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.
лингвистический анализ стихотворения.
автор стихотворения "дума" - поэт михаил юрьевич лермонтов (1814-1841). разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("дума", "пророк", "и скучно и грустно"; поэма "мцыри"). многие произведения лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. он ввел в поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. многие произведения лермонтова нашли отражение в музыке, изобразительном искусстве, кино.
заглавие стихотворения - "дума". в заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. стихотворение не зря названо "дума". это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. каждое четверостишие - законченное предложение.
в первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
так тощий плод, до времени созрелый,
ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
висит между цветов, пришелец осиротелый,
и час их красоты - его паденья час!
во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".
в последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.
infosmolenskay
11.01.2023
Глава 9 кратко **он* утром следующего дня пугачёв со своими толпами выступили из белогорской крепости, оставив новым её начальником швабрина. маша, чьёй руки швабрин некогда домогался, оставалась в его власти! вывезти её из крепости возможности не было: от потрясений с капитанской дочкой ночью сделалась горячка, и она лежала без памяти. гринёву оставалось лишь спешить в оренбург и умолять тамошнее воинское начальство выслать отряд на освобождение белогорской. по пути его догнал казак с лошадью и овчинным тулупом, которые жаловал ему пугачёв. *** глава 10 кратко *** явившись в оренбург, гринёв рассказал генералу о том, что случилось в белогорской, и на военном совете ратовал за решительные действия. но превозмогло мнение осторожных оборонительной тактики. начальство предпочло отсиживаться за крепкими стенами оренбурга. пугачёв вскоре подступил к городу и начал его осаду. в оренбурге открылся голод. смелый гринёв ежедневно участвовал в вылазках, рубясь с бунтовщиками. в одном бою он случайно встретился со знакомым казаком из белогорской, который передал ему письмо от маши. та сообщала, что швабрин насильно принуждает её выйти за него замуж, грозя в противном случае отослать наложницей к пугачёву.
zakup-r51
11.01.2023
Бедный дровосек принёс в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завёрнутого в плащ с золотыми — он нашёл его в зимнем лесу на месте падения звезды (другие дровосеки отказались нести домой нахлебника). жена сначала была против лишнего рта, но потом сдалась и воспитала его как собственного сына. мальчик вырос красивым, но гордым и жестоким: мучил животных и людей, не и увещевания старого деревенского священника. однажды мальчик забросал камнями нищенку. дровосек дал ему оплеуху, а женщину отвёл домой, где она назвалась матерью его приёмного сына. но тот не признал ее — заявил, что ему противно даже смотреть на неё, и выгнал. когда он вышел из дома к мальчишкам, которые поддерживали его во всех жестоких забавах, они прогнали его из сада, назвав мерзким, как жаба. посмотрев на своё отражение в пруду, он увидел, что действительно стал уродом. мальчик отправился скитаться и искать мать, чтобы вымолить у неё прощение, но никак не мог найти ее — звери, которых он до этого мучил, отказались . стражники у городских ворот продали его за бутылку вина старику, который впроголодь держал мальчика в подвальной комнатке и трижды посылал на целый день в дремучий лес, который со стороны выглядел приятной рощей, за 3 слитками белого, жёлтого и красного золота. трижды мальчику заяц, которого он освободил из капкана, и трижды тот отдавал золото прокажённому, который сидел у городских ворот. дважды старик до полусмерти избивал юношу, а на третий раз его с почестями встретили в городе и назвали прекрасным принцем. растерянный парень бросился к нищенке-матери, которую увидел в толпе, но она молчала. он обратился за заступничеством к прокажённому, но когда поднял глаза, увидел короля и королеву — своих родителей. когда пришло время, звёздный мальчик стал королём — добрым и справедливым.
стихотворение "дума" было опубликовано в январском номере "отечественных записок" за 1839 год. основная его мысль - размышление о судьбах поколения. мысли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в россии. после поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. в связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
стихотворение не зря названо "дума". это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не покоя человеку.
печально я гляжу на наше поколенье!
его грядущее - иль пусто, иль темно…
как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
…без шума и следа,
не бросивши векам ни мысли плодовитой,
ни гением начатого труда.
лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:
"к добру и злу постыдно равнодушны…" и "перед опасностью позорно малодушны…"
автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только , но и при этом бездействовали. поэтому так суров его приговор:
и прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
потомок оскорбит презрительным стихом,
насмешкой горькою обманутого сына
над промотавшимся отцом.
лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. он высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.
лингвистический анализ стихотворения.
автор стихотворения "дума" - поэт михаил юрьевич лермонтов (1814-1841). разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("дума", "пророк", "и скучно и грустно"; поэма "мцыри"). многие произведения лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. он ввел в поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. многие произведения лермонтова нашли отражение в музыке, изобразительном искусстве, кино.
заглавие стихотворения - "дума". в заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. стихотворение не зря названо "дума". это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. каждое четверостишие - законченное предложение.
в первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
так тощий плод, до времени созрелый,
ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
висит между цветов, пришелец осиротелый,
и час их красоты - его паденья час!
во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".
в последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.