Цель: обеспечить условия для:
открытия детьми жизненной истины – что значит быть преданнымосвоение детьми особенностей передачи языковых средств внутреннего состояния героя понять, в чем особенности жанра «Рассказ – быль» (достоверные события)Этапы урокаОсвоение содержание художественно-педагогической деятельности учителяМетодический комментарийТемаЧто такое преданность?Запись на доске организует смысловое пространство урока детям обратить внимание на ключевые слова.ЭпиграфЖить вместе – и умереть вместеI этап. Подготовка к художественному восприятию рассказа – были.I. 1.Учитель: Сегодня мы начнем наш урок с чтения вопроса. Прочитаем его негромко, все вместе.(Пауза).- Как вы думаете, что такое преданность?(Свободные высказывания детей)- Что значит быть преданным?(Свободные высказывания детей)- Встречали ли вы преданных людей? Приведите свои примеры.(Свободные высказывания детей)Ребята, как вы думаете, могут ли быть преданными животные? Приведите свои примеры.(Свободные высказывания детей)Организация осмысления темы I. 2. Учитель: Прочитайте каждый вслух для себя эпиграф нашего урока.- Что нам понять эти слова?- Ребята, кто из вас бывал в зоопарке?- Каких зверей вы видели в зверинце? (Свободные высказывания детей)- Что вам больше всего запомнилось? (Делятся впечатлениями)Чтение эпиграфа I. 3. Учитель: Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Лев и собачка». Это рассказ – быль. Почему он назвал – быль? (Свободные высказывания детей) - История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далекой от берегов России городе. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту.Подведение к пониманию особенности рассказа – были.II этап. Художественное восприятие произведенияII. 1Учитель: Сядьте поудобнее, внимательно послушайте этот рассказ-быль и подумайте, почему он назван былью. (Учебники закрыты)Читает хорошо читающий ученик (подготовленный)Нацеливание на восприятие текста.III этап. Художественный анализ были.III. 1Учитель: Какое впечатление вызвала быль?- Взволновала ли вас?- Какие эпизоды взволновали?- Чем они вас взволновали?- Какой эпизод произвел на вас сильное впечатление?III. 2 - Как вы поняли, о чем эта быль?- Где происходят события, описанные в были?- Давайте уточним, подтвердите словами из рассказа (Зачитывают из учебника)- Назовите всех героев были.- Кого бы вы назвали главными героями?- Что сблизило этих двух животных?- Почему лев не принял другую собачку?Эмоциональное восприятие текста Осмысление содержания III. 3 – Давайте перечитаем 1, 2 абзац.- Что мы узнали о жизни героев? (Один жил в зверинце, другой – на улице)- Каким настроением повеяло на нас из этих строк? (Грусти, несправедливости, беззащитности).- Какие слова использует автор, чтобы описать это. Давайте найдем и прочитаем.(собаку бросили в клетку ко льву на съедение)Анализ с элементами вычитывания. III. 4. – Что сообщает автор о поведении героев при их первой встрече (собачка поджала хвост и прижалась в угол; лев подошел и понюхал ее, тронул ее и перевернул…стр.137)- Найдите и прочитайте в тексте слова, которые указывают на смену настроения. (легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком;вскочила, встала перед львом на задние лапки)- А что могло повлиять на душевное состояние льва?- Как вы думаете, какая основная черта подмечена в герое? (дружба, преданность, привязанность)- Прочитайте об этом.Раскрытие учащимися внутреннего мира героя. III. 5 – А что еще мы узнаем о льве по его поступкам?- Найдите, зачитайте и объясните поступок льва.Анализ поступка героя - Какой чертой характера можно объяснить его поступок?- Дети, как автор относится к своему герою?- Почему вы так решили? (дети подтверждают словами из текста) Анализ с элементами вычитывания.IV Организация художественного исполнения.IV.1 – Давайте негромко прочитаем этот рассказ – быль и попробуем еще раз подумать о прочитанном.Создания условия для чтения текста с выражением своих отношений к главным героям рассказаV. Организация художественного творчестваV.1 – Ребята, кому сегодня удалось глубже понять что такое преданность? (Свободные высказывания детей)V. 2 - Попробуйте дать свое толкование этого слова и запишите его в тетради.(зачитывание своей записи вслух за работу на уроке, за ваше стремление понять глубокий смысл рассказа – были.Попробуйте дома сформулировать свой вывод по тексту и выделите знаками в тексте, что вы считаете важным для себя.Работа в пареУчитель записывает на доске Домашнее задание.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как можно озаглавить 1, 2, 3 главы из романа а. с. пушкина " дубровский " глава 1. жил был в своем имении богатый помещик кирила петрович троекуров. он был довольно богат. перед ним заискивают и всячески ему . поскольку кирила петрович был самодуром, то его многие боялись. по соседству с троекуровым жил барин андрей гаврилович дубровский. когда-то они вместе служили. два барина меж собою были друзьями, и богатый троекуров более всего любил и уважал именно дубровского. после смерти жен у каждого остались дети. у троекурова дочь маша, а у дубровского сын владимир. однажды кирила петрович собрал гостей. дубровский тоже был приглашен. после сытного обеда троекуров решает показать всем свою псарню. во время осмотра андрей гаврилович произносит вслух замечание относительно того, что собакам троекурова живется лучше, чем слугам. один из псарей на это обижается и позволяет себе высказывание: «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру у троекурова». дубровского, разумеется, подобные слова оскорбляют и он уезжает. приехав домой, он пишет возмущенное письмо троекурову с требованиями наказания невежливого слуги и принесением извинений в свой адрес. однако троекуров нашел тон полученного письма излишне дерзким. в этот момент дубровский узнает о том, что троекуровские мужики воруют лес, что растет на территории поместья дубровских. и без того раздраженный, андрей гаврилович приказывает высечь воров, а лошадь отнять. когда троекуров узнает об этом, то приходит в ярость. все его мысли на мести. он решается отобрать имение дубровских под названием кистеневка. для этого он входит в сговор с заседателем шабашкиным и заявляет о якобы своих правах на земли кистеневки. глава 2. начинается судебное разбирательство, на котором дубровский не смог отстоять свои права, т.к. документы о праве собственности на кистеневку у него сгорели. некий господин антон пафнутьевич спицын под присягой показал, что дубровские незаконно владеют якобы своим имением. по решению суда троекуров подписывает документ, его право на имение дубровского. этот же документ предлагают подписать андрею гавриловичу. но тот впадает в сумасшествие и его отвозят домой. глава 3. поскольку после всего случившегося андрей гаврилович стал совсем плох, то нянька егоровна отправляет письмо сыну владимиру, корнету и бывшему выпускнику кадетского корпуса. владимир тут же выезжает к отцу. встречать молодого барина отправился кучер антон. он убедил владимира, что мужики желают верно служить дубровским, а не новому хозяину троекурову. войдя в комнату отца, владимр видит насколько тяжело болен андрей гаврилович.
2 глава Суд
3 глава Смерть бывшего друга