Раскрытие темы чиновничества России начинается с первых страниц "Мертвых душ", когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору .
Перед тем, как ехать с визитом к губернатору, тщательно умылся, оделся "во фрак брусничного цвета с искрой". И в собственном экипаже "покатился" на бал.
Весь дом губернатора был так освещен, что Павел Иванович, входя в зал, "должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный". Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью. Губернатор, увидев нового гостя, подхватив Чичикова под руку, "представил его тут же губернаторше". Потом начались танцы. Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по-разному: кто по моде, а кто " во что бог послал в губернский город". А Чичиков все стоял и разглядывал гостей. Мужчин он делил на два рода: "одни тонкие, которые все увивались около дам… "; другой род мужчин составляли толстые… " Чичиков относился ни к толстым, ни к тонким, среднего телосложения был. Но, присмотревшись к чиновникам, он решил примкнуть к толстым. Они и удачливее, и места занимают в городе высокие, не то что тонкие: бегают, бегают, а толку от этого никакого. И Павел Иванович Чичиков, приняв такое решение примкнуть к толстым, начал осведомляться о некоторых чиновниках у председателя и почтмейстера.
Сам он рассказывал о себе мало, "если же говорил, то какими-то общими местами с заметною скромностью, и разговор его, в таких случаях, принимал несколько книжные обороты… " О Манилове и Собакевиче Павел Иванович расспросил более подробно: о том сколько они имеют душ, какое богатство, положение в обществе. Узнав такие данные о помещиках, Чичиков решил, не откладывая дело в долгий ящик, съездить в гости к Манилову, а потом и к Собакевичу.
Вскоре бал закончился.
Николай Васильевич Гоголь описал в этом эпизоде не только "повадки", черты Чичикова, но и рассмотрел проблему "тонких" и "толстых". Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди – неудачник, а толстые, наоборот, самые везучие и быстро продвигаются по карьерной лестнице. И Чичиков, поддаваясь общественному мнению принял сторону "толстых" людей.
Главным художественным приемом в эпизоде про бал у губернатора, Николай Васильевич использовал антитезу: противопоставление "толстых" и "тонких". Но кроме этого, он, как истинный мастер слова, вплел в описание всего бала очень живые, образные сравнения, которые только добавляют яркости.
Как писал знаменитый критик А. И. Герцен: "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости… " И это высказывание справедливо для творчества Гоголя.
С первых страниц поэмы "Мертвые души", попав вместе с Чичиковым на бал к губернатору, нам раскрываются некоторые черты характера Чичикова, которые в последующем повествовании раскрываются более зримо. И мы становимся свидетелями рассуждения Павла Ивановича о разных "родах" людей – общественном мнении об удачливости каждого "рода". А примыкание Чичикова к "толстым" будет прослеживаться на протяжении все поэмы. Герой, присмотревшись к помеикам, будет вести дела только с "толстыми", считая, что они более богаты, чем "тонкие".
Такие выводы можно сделать после прочтения первой главы "Мертвых душ". И действительно, понимаешь, что Николай Васильевич Гоголь – истинный мастер слова, который смог с первых страниц ярко нарисовать образ Чичикова и общественные мнения о чиновниках.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчём проявляется простота жизни наташи растовай
Маленький герой повести М Горького «Детство» после смерти отца попадает в семью своего деда. Это был суровый человек, всю жизнь «копивший копейку».
Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья – два сына и дочь – мать Леньки. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное – «изведут Варвару».
Ленька попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен. Вот как Ленька описывает его в то время: «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей…»
Дед очень переживает из-за поведения сыновей, он видит, что они ни перед чем не остановятся в погоне за деньгами.
Каширин выделял Леньку из всех своих внуков, чем-то он нравился ему больше, чем все остальные. Но спуску мальчику не давал, также сек его за провинности. Причем иногда дед был очень жесток с Ленькой.
Этот человек был запальчив и гневен. Разойдясь, он мог запороть внука до потери сознания. И такое было, когда за мальчика вступались бабушка и мама. Каширин не терпел, когда ему перечили, особенно в его доме.
Именно Леньке рассказывает дед историю своей жизни. В молодости Каширин был бурлаком: «своей силой супротив Волги баржи тянул». Он рассказывает внуку, какое это трудное занятие. Человек выбивается из последних сил, буквально истекает потом и кровью. Но деваться некуда – надо тянуть: «Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!..»
Каширин говорит, что он Волгу вымерял три раза туда и обратно – многие тысячи верст. Но были в этой жизни и приятные моменты, когда на отдыхе вся артель запевала бурлацкую песню. Каширин говорит, что у него «аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, – так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков».
Постепенно семья Кашириных разоряется. Дед стареет. В конце повести мы уже видим, что это больной и дряхлый человек. Материальное положение деда значительно ухудшилось. Доходило до того, что бабушка ходила просить милостыню. Дед, так боявшийся потерять деньги, под конец жизни превратился в почти нищего человека.
Мы видим, как он изменился: «дед ещё более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зелёные глаза смотрят подозрительно».
Нехватка денег очень угнетает Каширина. Он даже отделяется от своей жены, чтобы не содержать лишнего рта: «Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал своё,- это после полусотни лет совместного труда!» Он попрекает бабушку и Леньку: « - Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и...» И это несмотря на то, что внук и так практически жил на улице.
В конце повести дед выгоняет Леньку на улицу. У мальчика умирает мать, и дед говорит ему: « - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди...
И пошёл я в люди».
Судьба деда Каширина трудна и неоднозначна. Из преуспевающего купца он превратился в нищего и одинокого старика. Важно, что своих родных он «разогнал» сам: поссорился с сыновьями, разошелся с женой, выгнал внука, обрекая его на самостоятельное выживание.