pechinin
?>

Анализ стихотворения бунина " одиночество" (и ветер, и дождик, и

Литература

Ответы

Владимир-Денисович1080

Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.

О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.

Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:

И ветер, и дождик, и мгла...

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и..., и..., и...) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла...

“Жизнь умерла” – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Далее изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у меня...

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы. А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)... Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой...

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи...
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”

“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”... “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.

Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин затоплю, буду пить...
И уж совсем, казалось бы, прозаичное:
Хорошо бы собаку купить.


qcrv15312
Кременчуг - город на берегах Днепра. Здесь я и живу. Красивый зелёный город, разделённый Днепром на две части: левобережную, собственно, Кременчуг и правобережную – Крюков. Соединённые двухэтажным мостом: внизу - железнодорожный, вверху - автомобильный. Городу больше четырёх сот лет, но, по сути, он построен заново после Отечественной войны. В войну уцелели только несколько зданий, полностью разрушены все предприятия и заводы. Но Кременчуг поднялся и возродился, как птица Феникс из пепла и теперь это красивый крупный промышленный и культурный центр Украины.
Низамов
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

Ответить на вопрос

Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:

Анализ стихотворения бунина " одиночество" (и ветер, и дождик, и
Ваше имя (никнейм)*
Email*
Комментарий*

Популярные вопросы в разделе

nofate1016585
Lyudmila-Popova
Bologova Golovach1989
Irina_Chernyaev532
okykovtun31
борисовна Елена78
Belokonev286
denspiel
olqa27
VladimirovnaKashintsev1151
galinazajceva781
ibzaira
varvara82193
Сорокина
orbbsvsupply