Катерина - луч света в темном царстве. Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представи-телей "темного царства". В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, "наряжала как куклу, работать не принуждала". Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц. Эти рассказы превращаются в "золотые поэтические образы", потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически - мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и проис-ходит неизбежный конфликт между душевным миром Катери-ны и "темным царством" Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину , скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия. Душная и напряжен-ная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины. Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек., по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы ,в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу. Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса. На взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки. Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу. Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе. В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетаю-щим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духов-ной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о души, а о любви, которая открылась ей. Катерина- одна из наиболее замечатель-ных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укре-пившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к "бунту" против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка. В ответ на произведение Островского "Гроза" в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась "Луч света в темном царстве", где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия. В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась "великая народная идея" - идея освобождения.
Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» (Стрекоза и муравей)
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука. (Лебедь, рак и щука)
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и лисица)
Что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!"» (Слон и Моська)
Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. (Орёл и крот)
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (Квартет)
К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит; а ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит. (Мартышка и очки)
Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь, пригодится воды напиться. (Лев и мышь)
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. (Кукушка и петух)
Свет полон дружбою такою. Послушать, кажется, одна у них душа, — а только кинь им кость, так что твои собаки! (Собачья дружба)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад. (Щука и кот)
Охотно мы дарим, Чтó нам не надобно самим. (Волк и лисица)
Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! (Две собаки)
И правы, — сам себя вини: что ты посеял — то и жни. (Волк и кот)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выпесать устаревшие слова из рассказаподвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы претича