Вхождение в тему
Ребята, а вы заметили, что с наступлением зимы в воздухе витает приятный запах, который проникает повсюду, куда бы ни зашли? Даже в нашем классе он присутствует. Чем же пахнет?
Думают над вопросом.
звучит новогодняя мелодия
Сегодня наш классный час посвящен замечательному празднику Новому году.
Слайд 1
Работа в парах
А вы знаете, что обозначает слово "традиция"?
Чье объяснение оказалось наиболее близким по значению?
Пытаются объяснить значение слова "традиция"
Давайте проверим себя по толковому словарю Ожегова
(показывает словарь).
Словарь также можно найти в интернете
http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32116
1. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи), национальные традиции, воинские традиции.
2. обычай, установившийся порядок в поведении, в быту
Один из учеников читает вслух определение
Слайд 2
Какие традиции празднования Нового года вы знаете?
1. Празднование 1 января;
2. Добрые поздравления и пожелания окружающим людям;
3. Украшение ёлочки;
4. Богатый стол.
4. Приход Деда Мороза и Снегурочки.
Целеполагание,
мотивация
Ребята, а вы никогда не задумывались над тем, как появились эти традиции?
Хотели бы узнать об этом?
Слайд 3
Сообщение новых знаний с элементами диалога
Прочитайте еще раз тему. Как вы думаете, эти традиции зародились давно или недавно?
Да, этим традициям много лет, так как появились они тогда, когда наша страна называлась словом Русь. Как вы думаете, всегда ли Новый год праздновался 1 января?
Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. Его встречали как праздник весны, солнца, света, ожидания нового урожая. В новогоднюю ночь, одетые в шкуры животных и маски люди ходили по домам, пели песни, танцевали, сыпали на пол зерно и желали всем хорошего урожая.
Когда на Руси приняли христианскую веру начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь - очень важный месяц для верующих.
Думают над ответом, обращают внимание на слово "Русь"
Слайд 1
Слайд 4
Слайд 5
Актуализация полученных ранее знаний
В 1700 году дата празднования Нового года вновь изменилась.
Кто это? Вы узнали этого человека?
Вспоминают по изображению Петра I.
Слайд 6
Сообщение новых знаний с элементами диалога
В 1700 году царь Петр I перенес празднование Нового года на 1 января. Он издал указ «О праздновании Нового года», в котором говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября, а встречать его в ночь на 1 января.
Указ царя:«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять – на санках с гор катать».
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Сам он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все веселились, танцевали и пели, поздравляли друг друга, дарили подарки, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи.
Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал - выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином. Народ веселился от души: взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.
Царь всегда следил за тем, чтобы этот праздник был очень веселым и радостным для всех: и для бедных, и для богатых.
Объяснение:
Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.
На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.
Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Идея и тема романа ходячий замок хаула
идея : сказка о любви, доброте и волшебстве.