в повести максима горького «детство» множество эпизодов, с которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. одним из таких эпизодов является «пляска бабушки». музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. пляска изменила акулину ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».
описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.
танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
итак, эпизод горьковской повести «детство», условно названный «пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Художественно изобразительные средства в стихотворении пушкина ''19 октября''
Олицетворения: сребрит мороз.
Метафоры: вино, осенней стужи друг; похмелье, минутное забвенье горьких мук; под миртами Италии прекрасной он тихо спит; сын севера;
С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя; Куда бы нас ни бросила судьбина, и счастие куда б ни повело; Из края в край преследуем грозой, запутанный в сетях судьбы суровой, я с трепетом на лоно дружбы новой, устав, приник ласкающей главой; Под бурею главой поник я томной; наш круг час от часу редеет.
Повторы: я пью один.
Риторические вопросы: Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?;
Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Риторическое восклицание: Счастливый путь!; Пора, пора! душевных наших мук не стоит мир; оставим заблужденья! Сокроем жизнь под сень уединенья!; И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза!; да здравствует лицей!; Ура, наш царь! так! выпьем за царя; Несчастный друг!;
Обращения: О волн и бурь любимое дитя!; Друзья мои, прекрасен наш союз!; Ты, Горчаков, счастливец с первых дней; О Пущин мой, ты первый посетил; О Дельвиг мой: твой голос пробудил сердечный жар; Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было; пируйте, о друзья!;
Сравнения: Он как душа неразделим и вечен; нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Фразеологизм: служенье муз не терпит суеты.