Пейзаж конца сентября – начала октября (именно в эти дни в православии празднуется день памяти Сергия Радонежского) предстает перед нами на картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сельские просторы: леса, поля, холмы, пастбища, огороды и бескрайние дороги – все это вобрало в себя известное полотно, посвященное жизни ангела-хранителя Руси. Строки из «Жития святого» побудили художника создать полотно, посвященное чуду – научению грамоте отрока, и воплотить образ своего духовного наставника.
Золотистой охрой тронуты все детали пейзажа. На холм, усыпанный скромными осенними цветами, взошел хрупкий светловолосый отрок. Его привлек молящийся старец под могучим дубом. Что же подвигло мальчика подойти к отрешенной фигуре в черном? Из «Жития» мы знаем, что «у Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать». Мальчик плакал и молил Бога Отрок «послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче чтобы смог я научиться грамоте". И ответил ему старец: "О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты". С того часа он хорошо знал грамоту».
Мы видим, что хрупкие руки семилетнего отрока еще сжаты в молитвенном жесте, лицо, тонко выписанное на фоне сельской церкви, одухотворено и жаждет чуда. Лицо старца скрыто, он остается безвестным, выступая как воля Божья. «По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил», - так летописец объясняет нам чудо, произошедшее с Варфоломеем. Мальчик одет празднично, словно ждал этой встречи, готовился ежеминутно. Белая рубаха, синие штаны, сапоги красной кожи – это так символично и вневременно. Это и будущее Руси.
В будущем Сергия Радонежского ждет служение, приближение к Богу и причисление к лику святых. А сейчас он делает первые, но уверенные шаги к вере. Между ним и старцем колючая сосенка, сломленное дерево с острыми сучками. Они символизируют трудности и сомнения, но не могут противостоять духу, не доставая даже до пояса семилетнего мальчика. За ним, повторяя стволами линии силуэта отрока, поднимаются на холм тонкие осинки и березы, словно тоже тянутся к могучему источнику духовной силы. Монах, фигуру которого дублирует темный дуб, прям и уверен в своей вере. Он склоняет перед Варфоломеем голову, окутанную нимбом, приветствуя будущего святого.
Михаил Нестеров очень любил это свое полотно, говоря, что жить вместо него далее будет «Отрок Варфоломей». И картина живет, вдохновляет, несет в себе свет веры. Ведь художник вложил в нее все самое дорогое для души: любимые подмосковные места вблизи Троице-Сергиевой Лавры, размышления о жизни и нравственный идеал в лице Сергия Радонежского.
nadezhda81
06.11.2022
Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» — 1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения. В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»: Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь. Ласкаешь его облака золотые ' И радостно блещешь звездами его. Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь: Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. 2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга: Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль. Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», — писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир. Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано. Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности: И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье. Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.
marinavg63607
06.11.2022
Летом 1819 года поэт в очередной раз пытается разумом и чувствами прозреть тайну мира, сокрытую за видимым человеческим глазом. Стихотворение написано, как пейзажная лирика, но смысл его – глубоко философский. Описывая красоты природы, автор замечает, что есть сфера жизни, породившая всю красоту, но не поддающаяся описанию, – невыразимое божественное.
«Рассыпала повсюду» эта мистическая сила гармоничное разнообразие форм и видов, цветов и звуков. Художники и поэты лишь в редкие минуты навеянного божественного вдохновения уловить самую малую частичку всего прекрасного, что есть на свете. И Жуковский с горечью сожалеет о бессилии языка говорить обо всем.
Суть мироздания неподвластна пониманию людскому, а если рождаются некоторые догадки, то нет им соответствующих существительных, эпитетов для выражения. Щемящее чувство от воспоминаний о детстве и молодости; ощущение присутствия Бога в земных созданиях, – невыразимо.
Как представитель романтизма в поэзии Жуковский писал с очарованием и простотой, высказывая самые сокровенные размышления. Элегия «Невыразимое» имеет певучий ритм, особая мелодичность, которые передаче настроения лирического героя.
Лишь в молчании звучит истина, – считает поэт, но ее отголоски, черты, ее разноцветные грани разбросаны всюду: в пылающем красками вечернем небе и блеске волнистой речной воды, в пышных облаках, просторных полях и далеких родных лугах, зеленеющих травами.
Несовершенство русского языка или духовная слепота не позволяет открыть завесу тайн природы? Поэт ведет философские рассуждения, вовлекая читателя присоединиться и попытаться высказать то самое невыразимое.
Надеюсь то
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение описание по картине нестерова " видение отроку варфолмею" с использованием цитат из жития сергия радонежского
Пейзаж конца сентября – начала октября (именно в эти дни в православии празднуется день памяти Сергия Радонежского) предстает перед нами на картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сельские просторы: леса, поля, холмы, пастбища, огороды и бескрайние дороги – все это вобрало в себя известное полотно, посвященное жизни ангела-хранителя Руси. Строки из «Жития святого» побудили художника создать полотно, посвященное чуду – научению грамоте отрока, и воплотить образ своего духовного наставника.
Золотистой охрой тронуты все детали пейзажа. На холм, усыпанный скромными осенними цветами, взошел хрупкий светловолосый отрок. Его привлек молящийся старец под могучим дубом. Что же подвигло мальчика подойти к отрешенной фигуре в черном? Из «Жития» мы знаем, что «у Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать». Мальчик плакал и молил Бога Отрок «послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче чтобы смог я научиться грамоте". И ответил ему старец: "О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты". С того часа он хорошо знал грамоту».
Мы видим, что хрупкие руки семилетнего отрока еще сжаты в молитвенном жесте, лицо, тонко выписанное на фоне сельской церкви, одухотворено и жаждет чуда. Лицо старца скрыто, он остается безвестным, выступая как воля Божья. «По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил», - так летописец объясняет нам чудо, произошедшее с Варфоломеем. Мальчик одет празднично, словно ждал этой встречи, готовился ежеминутно. Белая рубаха, синие штаны, сапоги красной кожи – это так символично и вневременно. Это и будущее Руси.
В будущем Сергия Радонежского ждет служение, приближение к Богу и причисление к лику святых. А сейчас он делает первые, но уверенные шаги к вере. Между ним и старцем колючая сосенка, сломленное дерево с острыми сучками. Они символизируют трудности и сомнения, но не могут противостоять духу, не доставая даже до пояса семилетнего мальчика. За ним, повторяя стволами линии силуэта отрока, поднимаются на холм тонкие осинки и березы, словно тоже тянутся к могучему источнику духовной силы. Монах, фигуру которого дублирует темный дуб, прям и уверен в своей вере. Он склоняет перед Варфоломеем голову, окутанную нимбом, приветствуя будущего святого.
Михаил Нестеров очень любил это свое полотно, говоря, что жить вместо него далее будет «Отрок Варфоломей». И картина живет, вдохновляет, несет в себе свет веры. Ведь художник вложил в нее все самое дорогое для души: любимые подмосковные места вблизи Троице-Сергиевой Лавры, размышления о жизни и нравственный идеал в лице Сергия Радонежского.