Когда я, объездивший множество стран, Усталый, с дороги домой воротился, Склонясь надо мною, спросил Дагестан: "Не край ли далекий тебе полюбился?" На гору взошел я и с той высоты, Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил: "Немало краев повидал я, но ты По-прежнему самый любимый на свете. Я, может, в любви тебе редко клянусь, Не ново любить, но и клясться не ново, Я молча люблю, потому что боюсь: Поблекнет стократ повторенное слово. И если тебе всякий сын этих мест, Крича, как глашатай, в любви будет клясться, То каменным скалам твоим надоест И слушать, и эхом в дали отзываться. Когда утопал ты в слезах и крови, Твои сыновья, говорившие мало, Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви Звучала жестокая песня кинжала. И после, когда затихали бои, Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей Клялись молчаливые дети твои Стучащей киркой и косою звенящей. Веками учил ты и всех и меня Трудиться и жить не шумливо, но смело, Учил ты, что слово дороже коня, А горцы коней не седлают без дела. И все же, вернувшись к тебе из чужих, Далеких столиц, и болтливых и лживых, Мне трудно молчать, слыша голос твоих Поющих потоков и гор горделивых".
Taurus59707
05.05.2020
.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах "Последний сын вольности", в "Песне про купца Калашникова", в стихотворение "Бородино" и во многих других произведениях. Важнейшие события национальной истории - война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее не глазами потомка. Стихотворение "Бородино" было написано на 25летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о войне: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер. Что тут хитрить к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою. Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Вторым произведением, обращенным к истории, стала "Песня про купца Калашникова". Это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитриевну - жену купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице Степана Калашникова. Калашников - цельный человек отстоять свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Образ царя Ивана Васильевича отвечает исторической истине. С одной стороны, он демон, свирепый тиран. Но с другой - не лишен справедливости, щедр с любимицами. Он воздает должное купцу, но казнит его, а семье дает привилегии. Русская история для М.Ю. Лермонтова - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Лермонтов обращается к истории, описывая великие, сильные личности, он не видел их в своих современниках, поэтому искал героев в русской истории, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его окружающих
ПетровичЖивотовская1245
05.05.2020
Содержатель ночлежки Костылёв, ханжа и лицемер, представляет современное мещанство. Он ценит только деньги, прикрывая меркантильные интересы Священным Писанием и благими намерениями. В этом плане Костылёв — прямой антипод Алёшки.
Под стать своему мужу Василиса Карповна. Она не скрывает цинизма, злобы и ненависти, не притворяется, что любит ближнего. Василиса жадна и любит материальные блага, ночлежники для неё — средство добывания денег. Ради них она уничтожить каждого — мужа, сестру. Василиса подобна зверю: “баба лютая”. В образе Василисы воплощены черты пиковой дамы — женщины, своими интригами создающей проблемы. Прямое значение пиковой дамы в колоде Таро — вдовство, перевёрнутое — злая женщина, так и характеризуют её ночлежники. Пиковая дама (королева мечей) может значить скорую потерю мужа. Эти характеристики соответствуют Василисе, которая пытается получить личную выгоду, избавившись от мужа при любовника.
Можно предположить, что Костылёв — муж Василисы — является пиковым королём, который может обозначать одновременно опытного профессионала и злого человека, подозрительного, жестокого и расчётливого. Хозяину ночлежки соответствует эта характеристика. Убитый Костылёв (битая карта) изображён как карточная фигура: “из-за угла видна только верхняя половина его тела”. Сравнение Костылёва с битым карточным королём лишает его всякого величия, которое придаёт человеку трагедия. Он уходит из жизни, как мусорная бумажка.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы понимаете название стихотворения дагестан? каким вы увидели дагестан