Главный герой рассказа иона потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. дворянам, своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. и даже коллега ионы потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика. по мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что ионе потапову надо рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» в этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. и пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может человеку справиться со своим горем. в итоге иона открывается своей лошадке, и этим чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. и пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не , не уйдет в трудную минуту. рассказ, как большинство произведений чехова, пропитан духом реализма. действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. и, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. с одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. с другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков ионы потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее. рассказ «тоска» еще раз доказывает, что антон павлович чехов настоящий мастер слова. несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. с первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным. данное произведение классика актуально и по сей день. люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. а насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, в
autofilters27
16.04.2022
Прослужив всю войну, гвардии капитан алексей алексеевич иванов убывает из армии по демобилизации. на станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части. двое суток они едут вместе, и ещё на двое суток иванов задерживается в городе, где маша родилась двадцать лет назад. на прощание иванов целует машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».через день на вокзале родного города иванова встречает сын петрушка. ему уже пошёл двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребёнка в серьёзном подростке. жена любовь васильевна ждёт их на крыльце дома. иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека. дочь, маленькая настя, не помнит отца и плачет. петрушка одёргивает ее: «это отец наш, он нам родня! » семья начинает готовить праздничное угощение. всеми командует петрушка — иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын. но ему больше нравится маленькая кроткая настя. иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. любовь васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него. иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.семья сидит за столом. отец видит, что дети едят мало. когда сын равнодушно объясняет: «а я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. настя прячет кусок пирога — «для дяди семена». иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя семен. любовь васильевна объясняет, что у семена евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только слушая её, иванов улыбается по-недоброму и закуривает. петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и иванов чувствует свою робость перед сыном.вечером после ужина, когда дети ложатся спать, иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. петрушка подслушивает, ему жалко мать. этот разговор мучителен для обоих — иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с семеном евсеевичем у неё ничего не было. она ждала своего мужа и только его любила. лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она , что позволила ему быть близким. она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой. «без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для живи с нами, алеша, нам хорошо будет! » — говорит любовь васильевна. петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «в сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не » утром иванов собирается. петрушка выговаривает ему все про их тяжёлую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет. отец сердится на него: «да ты ещё не понимаешь ничего! » — «ты сам не понимаешь. у нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые » и петрушка рассказывает про дядю харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя харитон все выдумал про свои иванов с удивлением слушает эту .он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к маше, у которой волосы пахнут природой. дома петрушка, проснувшись, видит одну только настю — мать ушла на работу. расспросив настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведёт её за собой. иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. у переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. иванов уже знает, что это — его дети. они далеко позади, и петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую настю. иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Доведіть , що роман д. свіфта «мандри гуллівера» - твір на межі жанрів.