Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каким вы представляете себе ромео и опишите его внешность портрет по следующим предметам возраст рост внешний
Советское и современное российское литературоведение чаще всего выделяет в творчестве А. С. Пушкина следующие периоды:
1) 1813 г. – май 1817 г. – лицейский период
2) июнь 1817 г. – начало мая 1820 г. – петербургский период
3) май 1820 г. – август 1824 г. – период южной ссылки
4) август, 1824 г. – сентябрь 1826 г. – период ссылки в Михайловское
5) сентябрь 1826 г. – начало сентября 1830 г. – творчество второй половины 1820-х гг. (иногда именуется «периодом скитаний»)
6) сентябрь – ноябрь 1830 г. – Болдинская осень
7) 1831 г. – 1836 г. – творчество 1830-х гг.
(6-й и 7-й периоды иногда объединяются в один общий)
Однако такая периодизация больше учитывает не действительные различия творческих манер Пушкина на протяжении его биографии, а «географический» признак: жизнь поэта в том или ином месте. Она ставит во главу угла не внутреннее развитие его личности, а внешние обстоятельства судьбы.