Обломовщина, по имени героя романа Ивана Гончарова «Обломов» — нарицательное слово для обозначения общественного и личностного застоя, рутины, апатии. В указанном романе слово впервые употребил Штольц, а затем его повторял и сам Обломов, характеризуя собственный образ жизни.
Этому явлению посвящена критическая статья Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?» , в которой публицист высказал свои взгляды на истоки обломовщины — они, по его мнению, кроются в традиционном крепостном укладе жизни России в условиях до реформы Александра II.
ОбломовщинаОБЛО'МОВЩИНА, ы, мн. нет, ж. (книжн. публиц.) .
Лень, безволие, нерешительность, бездеятельность, медлительность. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим… произведение русской жизни, знамение времени … родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине … но, с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение. Добролюбов. Это показывает, до какой степени мы дьявольски неповоротливы, мешковаты, сколько еще у нас обломовщины… Ленин [о неповоротливости нек-рых организаций при переходе к новым формам работы; XI съезд РКП (б) , 1922 г.] . [По имени Обломова, героя одноименного романа Гончарова; слово употреблено впервые самим Гончаровым в этом романе. ]
ОБЛО'МОВЩИНА, ы, мн. нет, ж. (книжн. публиц.) .
Лень, безволие, нерешительность, бездеятельность, медлительность. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим… произведение русской жизни, знамение времени … родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине … но, с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение. Добролюбов. Это показывает, до какой степени мы дьявольски неповоротливы, мешковаты, сколько еще у нас обломовщины… Ленин [о неповоротливости нек-рых организаций при переходе к новым формам работы; XI съезд РКП (б) , 1922 г.] . [По имени Обломова, героя одноименного романа Гончарова; слово употреблено впервые самим Гончаровым в этом романе. ]
Відповідь:
1) Составь цитатную характеристику Катерины Петровны.
Катерина Петровна росла в интеллигентной семье «А в селе…. никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». В последнее время Катерина Петровна болела: «Вот уже год, как она ослабела и не могла говорить громко», «сгорбленная, маленькая». в октябре «впервые за этот год вышла из дому». Она очень переживала за дочь и скучала, но боялась лишний раз потревожить: «Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни», «….ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами», «Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна-единственная слезинка», соседи о ней говорили «.. такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать»
2) Составь цитатную характеристику Насти.
Настя - занятая женщина, с хорошими организаторскими Устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки». «…она ушла с твердым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности». Внешне симпатичная «Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Я думаю, она любила мать, но не считала заботу о ней первостепенной задачей: «Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором». «Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила письмо в ящик письменного стола». В определенный момент «Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка», «…вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама», подумала, что «ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». Не успев даже на похорон матери «уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
3) Письменно ответь на вопросы, подтверди ответы цитатами из текста рассказа:
1.Кто такие Тихон и Манюшка? Как они Катерине Петровне?
Тихон и Манюшка простые деревенские люди. Манюшка – дочь «… соседа, колхозного сапожника», прибегающая «каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар». Тихон – «сторож при пожарном сарае…. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу». «Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова
2. Для чего Тихон сочинил телеграмму? Он понимал, что Катерина Петровна умирает, ждет приезда дочери. Но Настя не приезжала и Тихон старушку, решил подарить ей маленькую надежду. «…Тихон пришел на почту, пошептался с почтарем Василием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и долго, вытирая рукавом усы, что-то писал на бланке корявыми буквами».
3. Какую роль в рассказе играет описание природы? Осень в год смерти Катерины Петровны была холодной и дождливой. Нерадостное описание природы еще больше подчеркивает душевное состояние одинокой, заброшенной, умирающей старушки. Из письма Катерины Петровны дочери «Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Пояснення:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Фёдор достоевский «преступление и наказание», , часть 3, гл.3. 7. какая мучительная мысль заставляет раскольникова встать с места? 8. что говорят раскольников с матерью о квартире? 9. какой клеветой лужин пытался рассорить раскольникова с родственниками? часть 3, гл. 4. 10. каково выражение глаз, лица сони? 11. почему дуня отнеслась к соне уважительно? 12. как объясняет раскольников разумихину цель посещения порфирия петровича? какова истинная цель посещения порфирия петровича? 13. как выглядит порфирий петрович? *петь лазаря – лгать. каково происхождение фразеологизма? 14. почему раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку? часть 3, гл.5. 15. как выглядит порфирий петрович? 16. почему раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью? 17. в чем причина преступлений с точки зрения социалистов? какое слово часто встречается в его монологе? 18. в чем видит разумихин цель развития общества? 19. чему посвящена статья раскольникова? 20. на какие разряды делит людей автор статьи? *совместимы ли гений и злодейство? как решался этот вопрос пушкиным? 21. какой вывод делает разумихин из статьи раскольникова? 22. как соотносятся гениальность и страдание? 23. объясните цель упоминания о наполеоне. сопоставьте с отрывком из «евгения онегина»: … мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. мы все глядим в наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно… *какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены наполеону? 24. какая ловушка заключалась в вопросе порфирия петровича о красильщиках?
7) он сказал своей матери, что еще успеет с ней наговориться, хотя понимал, что это не так, и что ему больше нельзя ни с кем говорить. Под впечатлением от этого он резко встал с кровати
8) какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, видимо из-за нее ты стал такой меланхолик; - да, квартира много по Я тоже об этом думал
9) раскольников: я деньги отдал вчера вдове, чахоточной и убитой, и не по предлогом похорон, а прямо на похороны, и не в руки дочери-девицы, как он пишет "отъявленного поведения",(которую я вчера первый раз в жизни видел) , а именно вдове.
10) в комнату, робко озираясь, вошла девушка. Скромная, бедно одетая, с ясным, но запуганным лицом. Увидев комнату, полную людей, она потерялась и оробела
11) она вела себя скромно, и Дуня увидела, что Соне небезразличен раскольников, что тоже оказало на нее влияние. Выйдя на улицу, дуня сказала Пульхерие Александровне : "я уверена, что она прекрасная, и все это - вздор" - о письме лужина.
12) он сказал, что не хочет, чтобы заклады пропали, и что надо их забрать через Порфирия Петровича.
На самом деле он идет, чтобы разведать ситуацию, и узнать, подозревают его или нет
13) человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать
* Происходит от песни о бедном Лазаре, написанной в XIX веке по мотивам новозаветной притчи (Библия Лук. 16:19-31) и распевавшейся нищими в общественных местах с целью разжалобить прохожих и выудить щедрое подаяние.
14) потому что он фактически сам шел в руки следователю, который вёл дело об убийстве старухи
16) Следователь задает Раскольникову довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки
17) Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!..
* про частое слово хз
18)он считает что у общества не должно быть единой цели, ведь все мы разные:
"С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!"
19) В статье "О преступлении" Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.
20) По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда - "низший разряд" ("обыкновенные люди", "материал") и "людей, которые двигают мир" ("собственно люди", "Наполеоны"). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова
*В своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин заявил, что гений и злодейство не совместимы. Путь злодейства бесплоден и разрушителен, а путь добра, в конечном счете, прогрессивен, конструктивен и оптимальнее любых безжизненных схем со злодейским сценарием.
21) Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное..."
22) Как бы ни были благи цели, которые ставит перед собой человек, они не оправдывают страданий других людей.
"Счастье покупается страданием "
(с) Достоевский
23) хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им
Объяснение:.