Кенесары - Наурызбай», тарихи жыр. Бұл дастанды Кенесары Қасымұлы бастаған ұлт-азаттық кетерілісіне бастан-аяқ қатысып, барлық оқиғаларды өзі көрген Нысанбай жырау Жаманқұлұлы шығарған. Нысанбай көлемді, тарихи-реалистік сипаттағы жырда Кенесары мен Наурызбайдың бейнесін батырлық эпос үлгісімен жырлап, ұлт-азаттық көтерілісінің соңғы кезін терең танып, үлкен ақындық шеберлікпен суреттеген. Ұлттық батырлар Кенесары мен Наурызбайдың психологиялық жағынан ең бір айқын айшықталған бейнесі жасалынған. Бұл жырды тарихшы ғалымдар да, жазушылар да өздерінің зерттеу жұмыстарында, шығармашылық қызметтерінде дерек көзі ретінде пайдаланған. Ұлт-азаттық көтерілісінің ішінде жүріп, оның жалынды жыршысына айналған Нысанбайдың аузынан тараған жыратапған себептерге орай, тарихи жәдігер ретінде де, көркемдік ескерткіш ретінде де ете құнды дүние. Жыр алғаш рет 1875 ж. С.
Уходит старый, «революционный», изрядно поднадоевший 2017-й год и приходит ему на смену новый, 2018-й год, – неизвестный, таинственный и непредсказуемый. Каждый новый год, как всякое явление новизны, мы ожидаем с душевным волнением, в котором робкие надежды на лучшее перемешаны с заметной долей опасливых тревог из-за возможных потерь и утрат. А потому хочется поскорее заглянуть за временной горизонт и успокоить сердце и ум какой-то определённостью.
Наш Новый год уже тем не будет походить на другие, что это год предстоящих президентских выборов, которые многое должны и могут решить в жизни россиян. В преддверии грядущих событий, ожидаемых и неожиданных, сейчас множатся прогнозы, предположения, догадки, мифы. Преимущественно позитивного плана, но с нарастающим внутренним напряжением. И, хотя мы – люди достаточно взрослые и хорошо знаем, что в конкретном плане все наши гадания оказываются бесполезными, всё равно чего-то ждём и на что-то надеемся.
В плане прогнозов учёный мир отдаёт предпочтение не гаданиям на кофейной гуще, а структурному анализу, основанному на выявлении общих тенденций развития страны и мира. Но они, эти тенденции, глубоко запрятаны в событийном навале, а потому трудноуловимы даже для самого изощрённого ума.
Наши предки нашли иной подход к прогнозированию реальной действительности, используя для этого подходящие текущему моменту образы.
Следуя этой традиции, я решил отказаться от библейской и древнегреческой образной символики и обратиться к русскому фольклору. Исходя из того, что в современном мире царит культ богатства, а в нашей стране этот культ приобрёл уродливые и губительные формы, я замыслил поставить во главу угла своего прогноза образ Кощея Бессмертного. Этот образ нашёл развёрнутое воплощение в русской сказке с литературной обработкой поэта-романтика Василия Жуковского (1783-1852) и длинным названием – «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».
Прочтя сказку, я был потрясён даже не тем, что друг-покровитель Пушкина 200 лет назад выбрал именно эту русскую сказку для воспитания царских детей, наставником которых он был. А тем, что русский народ выразил своё бессребреническое духовное кредо задолго до того. И не просто выразил, а как бы провидчески срисовал все сказочные перипетии с наших сегодняшних реалий. При этом в сказке символичны не только сюжетная линия, но и детали, которые придают повествованию дополнительные смысловые акценты.
В сказке говорится, что в некие стародавние времена существовали два царства – царство простеца Берендея и царство волшебника Кощея. Кощей хитростью и волшебством заманил Берендея в ловушку и буквально вырвал у него обещание отдать в услужение только что родившегося сына – Ивана-царевича. По-современному здесь символичны разность миров, их сущностная антиподность, происки сильного и жертвенность слабого. Ныне всё именно так, как и тысячу лет назад. И 2018-й год в этом плане, разумеется, не будет исключением. Нас в нём ожидают и борьба, и нападки, и определённая жертвенность.
Далее по сюжету сказки верный слову Берендей отправляет достигшего совершеннолетия сына Ивана на службу к Кощею. А тот, давая Ивану-царевичу одно поручение сложнее другого, явно ставит цель окончательно его сгубить. То есть Кощею, олицетворяющему в сказке силу и вероломство, вовсе не нужна как таковая служба чужого царевича. У него одно на уме – максимально ослабить намеченное в жертву царство и лишить его будущности. С нами Соединённые Штаты поступают точно так, и надежды на то, что в будущем, 2018 году их политика в отношении России существенно изменится, нет никакой. И нам надо воспринимать это как факт и поступать соответственно – точно, жёстко и вполне определительно.
По сказке Ивану и дочери Кощея Марье пришлось бегством. Бегство Ивана и Марьи из царства Кощея кому-то может показаться компромиссом со Злом и даже уступкой ему. А кому-то – трагической, роковой ошибкой. Но русскому народу это «бегство», представлялось и единственно правильным решением. К тому же в сказке бегство было только по форме таковым, а для Ивана-царевича оно означало возвращение в родное царство – царство мира и добра.
Мы в 2014 году начали это бегство из позолоченного царства лжи и обмана, но всё ещё колеблемся, – правильно ли мы поступили. 2018-й год должен окончательно нас убедить, что другого пути у нас нет и что нам самое время возвратиться к самим себе, в своё родное царство.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
основний конфлікт твору пурпурові ві!
Основний конфлікт твору О.Гріна "Пурпурові вітрила" - конфлікт між мрією та дійсністю, піднесеної натури з реальним життям.