"Перекоп". Н.С.Тихонов
Тихонов любит стихотворения с фабулой. Особенно он своими балладами: в них поэт развивает гумилевский образ мужественного, много пережившего героя, при этом он убыстряет фабульное развитие и вносит в балладу революционный колорит. Иногда сюжет баллады взят из современной действительности, из истории гражданской войны. Таково стихотворение "Перекоп" (1922):
Но мертвые, прежде чем упасть, Делают шаг вперед - Не гранате, не пуле сегодня власть И не нам отступать черед.
За нами ведь дети без глаз, без ног, Дети большой беды, За нами - города на обломках дорог, Где пи хлеба, ни огня, ни воды.
Первые свои стихотворения (сборник «Жизнь под звездами») молодой Николай Тихонов пишет на фронте империалистической войны, куда он уходит добровольцем. Будучи сыном ремесленника, Тихонов имел возможность узнать жизнь в заводских окраинах столицы бедняков и бесприютных людей, увидеть лужи крови вечером 9 января 1905 г. на Дворцовой площади, познать социальное неравенство. «Семья ремесленника, среда, в которой я провел раннее детство и юность, не могли развитию любви к искусству или литературе. Скромного заработка родителей едва хватало на содержание семьи. Дом был старый, с покосившимися дверями и низкими потолками. Квартира тесная, маленькая…»
Тенденция к определению жанра того или иного стихотворения – общая для многих поэтов-романтиков: баллады, песни появляются, вероятно, для сближения с народным искусством, ведь это изначально фольклорные жанры, кроме того активнее всего этот жанр использовали поэты-романтики XIX века, а певцы Октября тоже романтики. Тихонов вполне вписывается в эту общую тенденцию. Судьба баллады в 20е годы казалась бесперспективной (ведь это старый жанр), с ней ассоциировалась мистическая фантастика, мотивы рока, безысходный трагизм, даже Маяковский ее иронически переосмысляет. Однако Тихонову ценна драматическая напряженность, стремительное развитие действия, «баллады скорость голая, романтики откос» (Н. Тихонов), напряженный волевой ритм. Опираясь на каноническую основу, он создает новый вариант баллады – героический. Элемент фантастического присутствует здесь как проявление легендарной степени героизма, подвига на грани невероятного, но в основе жизненная коллизия.
Четвертый год мы ночей не спим,
Нас голод глодал, и огонь, и дым,
Но приказу верен солдат.
«Перекоп»
Грустно-элегический, мрачный пафос классической баллады Тихонов заменяет пафосом революционной борьбы, жизнеутверждающей энергией.
Героями стихотворений, написанных в послеоктябрьский период, становятся люди, своей созидающие новый мир. В частности, он выводит образ рядового, обычного солдата, для которого главными ценностями являются долг, честь, совесть — общечеловеческие универсумы, значимые для многих поколений людей. В стихотворении «Перекоп» последовательно отразился круг идей и настроений, важный для молодого романтика, изначальная единая тема – ощущение и понимание интернационального смысла Великой Октябрьской революции. Герои стихотворения чувствуют себя бойцами «мирового пожара».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Подготовить сообщение о Салтыкове - Щедрине
Детство и образование
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.
Военная служба. Ссылка в Вятку
В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.
Государственная деятельность. Зрелое творчество.
Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
Последние годы жизни писателя
С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».
В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
Интересные факты
Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
В соответствии с в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.