Объяснение:Стихотворение «Аленушка» написано Д. Б. Кедриным в 1942 году, в период, когда над страной нависла смертельная опасность фашистского нашествия. Несомненно, Аленушка – метафорический образ самой России, а небольшое, удивительное по красоте стихотворение – поэтическое признание в любви к родной стране. Лирическим героем является сам поэт, поэтому стихотворение приобретает исповедальные, сокровенные нотки.
Красоту Отчизны и смертельную угрозу для нее автор подчеркивает набором соответствующих эпитетов — «Родина неяркая», «тихая царевна», «ночной соловей», «глухая околица», «нетленная краса», метафор – «вотчина соловья», «раздолье нив», однородных именных сказуемых — «стойбище…, вотчина…, царевна – Родина», антитеза — «бродил бы… по свету — …вернулся б», отражающая отношение автора.
В тексте стихотворения имеется перифраз – «царевна Несмеяна» в значении «сдержанная, нескорая на веселье», и также примеры инверсии – «Родина неяркая моя», «песню эту», «у омута лесного».
Прием аллитерации — «стойбище осеннего тумана», «ножичек сапожный заносила» позволяет создать особую, тревожащую читателя атмосферу.
Обороты «раздолье …, где зреет рожь», «пенек у омута лесного» — отсылки (аллюзии) к картинам великих художников, носителей русского духа: «Рожь» И. И. Шишкина — изображение необозримых русских просторов (аллюзия широты русской души) и «Аленушка» В. М. Васнецова — отражение чисто русской печали и одиночества. А последняя строка – отсылка к дневниковой записи М. Ю. Лермонтова о материнской песне, которая вызывала у него слезы.
Автор широко использует устаревшие и разговорные обороты, которые выступают своеобразной стилизаций под старину — «знать» в значении «видимо», разговорное «певала» (в значении многократно повторяемого действия), «вотчина» в значении «владение, место обитания», «лихая».
Упомянутая в третьей строфе песенка Аленушки – очарование, притягательная сила родных просторов, метафорический зов Родины, ассоциированный с матерью.
Оборот «ножичек сапожный» (разбойничий) — метафора, обозначающая нежданное, подлое нападение. Уголовные элементы — лихие люди — скрытно носили за сапожным голенищем оружие (в том числе небольшие ножи) и в случае необходимости неожиданно для противника быстро выхватывали его и наносили удар.
Лихая сила – аллегория, указывающая на врагов России, и поэт выражает твердую уверенность, что Родина справится с очередным испытанием и выйдет из него сильной и обновленной
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прочитайте стихотворение поэта-костромича Маркова и выполните в тетради анализ стихотворения по плану: 1.Тема стихотворения. 2.Идея. 3.Тропы: эпитеты, инверсия, сравнения, метафоры, олицетворения (не менее 2 примеров на каждый вид тропа Марков Сергей Николаевич "Сусанин" Поет синеволосая зима Под окнами сусанинской светлицы… Приснились — золотая Кострома, Колокола Ипатьевской звонницы. Трещат лучины ровные пучки, Стучит о кровлю мерзлая береза. Всю ночь звенят запечные сверчки, И лопаются бревна от мороза. А на полу под ворохом овчин Кричат во сне похмельные гусары — И ляхи, и оборванный немчин, И черные усатые мадьяры. «Добро… Пойдем… Я знаю верный путь». Сусанин будит толстого немчина… И скоро кровью обольется грудь, И скоро жизнь погаснет, как лучина. «Прощайте, избы, мерзлые луга, И темный пруд в серебряной оправе… Сколь радостно идти через снега Навстречу смерти, подвигу и славе…» Блестят пищалей длинные стволы, А впереди, раскинувшись, как полог, Дыханьем снега, ветра и смолы Гостей встречает необъятный волок. Сверкает ледяная бахрома. Сусанин смотрит зоркими глазами На полдень, где укрылась Кострома За древними брусничными лесами. И верная союзница — метель По соснам вдруг ударила с размаху. «Скорей стели мне свежую постель, Не зря надел я смертную рубаху…» И почему-то вспомнил тут старик Свой теплый кров… «Оборони, владыко: Вчера забыл на лавке кочедык И золотое липовое лыко. И кочедык для озорных затей Утащат неразумные ребята. Ленился, грешник, не доплел лйтей, Не сколотил дубового ушата…» Остановились ляхи и немчин… Нет ни бахвальства, ни спесивой власти, Когда глядят из-под людских личин Звериные затравленные пасти. И вздрогнул лес, и засветился снег, Далеким звоном огласились дали, И завершился стариковский век Причастьем крови и туманной стали. …Страна могуча, и народ велик, И для народа лучшей нет награды, Когда безвестный костромской мужик Бессмертен, как предания Эллады. Его душа — в морях спокойных нив, В красе природы полудикой, Где Судиславль и тихий Кологрив, Где дышит утро медом и брусникой. Горжусь, что золотая Кострома И у моей звенела колыбели, В где лесные терема Встают навстречу солнцу и метели.
Стихотворение «Аленушка» написано Д. Б. Кедриным в 1942 году, в период, когда над страной нависла смертельная опасность фашистского нашествия. Несомненно, Аленушка – метафорический образ самой России, а небольшое, удивительное по красоте стихотворение – поэтическое признание в любви к родной стране. Лирическим героем является сам поэт, поэтому стихотворение приобретает исповедальные, сокровенные нотки.
Красоту Отчизны и смертельную угрозу для нее автор подчеркивает набором соответствующих эпитетов — «Родина неяркая», «тихая царевна», «ночной соловей», «глухая околица», «нетленная краса», метафор – «вотчина соловья», «раздолье нив», однородных именных сказуемых — «стойбище…, вотчина…, царевна – Родина», антитеза — «бродил бы… по свету — …вернулся б», отражающая отношение автора.
В тексте стихотворения имеется перифраз – «царевна Несмеяна» в значении «сдержанная, нескорая на веселье», и также примеры инверсии – «Родина неяркая моя», «песню эту», «у омута лесного».
Прием аллитерации — «стойбище осеннего тумана», «ножичек сапожный заносила» позволяет создать особую, тревожащую читателя атмосферу.
Обороты «раздолье …, где зреет рожь», «пенек у омута лесного» — отсылки (аллюзии) к картинам великих художников, носителей русского духа: «Рожь» И. И. Шишкина — изображение необозримых русских просторов (аллюзия широты русской души) и «Аленушка» В. М. Васнецова — отражение чисто русской печали и одиночества. А последняя строка – отсылка к дневниковой записи М. Ю. Лермонтова о материнской песне, которая вызывала у него слезы.
Автор широко использует устаревшие и разговорные обороты, которые выступают своеобразной стилизаций под старину — «знать» в значении «видимо», разговорное «певала» (в значении многократно повторяемого действия), «вотчина» в значении «владение, место обитания», «лихая».
Упомянутая в третьей строфе песенка Аленушки – очарование, притягательная сила родных просторов, метафорический зов Родины, ассоциированный с матерью.
Оборот «ножичек сапожный» (разбойничий) — метафора, обозначающая нежданное, подлое нападение. Уголовные элементы — лихие люди — скрытно носили за сапожным голенищем оружие (в том числе небольшие ножи) и в случае необходимости неожиданно для противника быстро выхватывали его и наносили удар.
Лихая сила – аллегория, указывающая на врагов России, и поэт выражает твердую уверенность, что Родина справится с очередным испытанием и выйдет из него сильной и обновленной.
Объяснение: