Всякий раз, когда рассказчик спускался с угора (холма) на луг, он как бы снова попадал в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз, бабочек и, конечно же, лошадей, которые паслись на привязи, каждая около своего кола. Он частенько брал с собой хлеб и угощал лошадей, а если хлеба не было, все равно останавливался возле них, ласково поглаживал, трепал по теплым бархатным губам. Лошади волновали его, но чаще вызывали чувство жалости и какой-то непонятной вины перед ними. Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда сутками не заявлялся к ним, и лошади стояли голодные, изнывая от жажды, страдая от гнуса, который тучами вился над ними. На этот раз человек не шел, а бежал к лошадям, потому что увидел среди них свою любимицу Рыжуху, лошадку некрупную, неказистую, но очень выносливую и какую-то особенно чистую, аккуратную, с живым, веселым характером. Обычно она радостно встречала его, но в этот день стояла около кола неподвижно, окаменело, даже от угощения отвернула голову. Человек схватил ее за челку, притянул к себе и, потрясенный, увидел… слезы. Большие лошадиные слезы. “Рыжуха, Рыжуха, что с тобой?” И она поведала, что у них (лошадей) был спор о жизни, лошадиной жизни, разумеется. Рыжуха сказала, что было время, когда лошадей любили и холили, жалели и берегли. Сотоварищи подняли ее на смех. Говоря об этом, кобылка снова расплакалась. Человек насилу успокоил ее. И вот что она рассказала. На дальнем покосе, где она работала (а труд был каторжный), Рыжуха ходила в упряжке с одной старой кобылой, которая старалась подбодрить напарницу своими песнями. Из этих песен Рыжуха узнала про времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, вкусно кормили, украшали лентами. Слушая песни Забавы (так звали старую лошадь), ее напарница забывала о жаре, о тяжелой косилке, которую тащила, про удары злого мужика. Рыжухе не верилось, что было оно, беспечальное лошадиное житье, на Забава уверяла, что в песнях все правда, их пела ей еще мать. А мать их слышала от своей матери. Когда лошадей вывели на луг. Рыжуха стала не п. песни старой кобылы, но на нее закричали: “Вранье нее что!.. 11е растравляй нам душу. И так тошно”. И теперь лошадка с надеждой и мольбой обратилась к человеку: “Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо?” Рассказчик не выдержал ее прямого, честного взгляда, отвел глаза в сторону. И тут ему показалось, что все лошади смотрят на него, ждут ответа. Неизвестно, сколько времени продолжалась эта молчаливая пытка, но человек весь взмок. Он знал, что правду говорила старая кобыла. Да, были такие времена, и совсем недавно, когда лошадью дышали, скармливали ей самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба, всей семьей встречали ее после работы, и сколько ласковых слов выслушала она, с какой любовью ухаживали за ней, водили на водопой, скребли, чистили. Лошадь была сокровищем, надеждой и опорой крестьянской семьи. А как веселились в праздники! Как бесшабашны, как прекрасны были русские гулянья на лошадях в Масленицу. Нигде больше такого не увидишь. “Все преображалось, как в сказке. Преображались мужики и парни… преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое!.. Радугами плясали в морозном воздухе цветастые, узорчатые дуги… и колокольцы, колокольцы – услада русской души”. Первой игрушкой крестьянского сына был деревянный конь, про сивку-бурку пела ему мать, конской подковой – символом счастья – встречало в деревне каждое крыльцо. “Все – конь, все – от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти”. Стоит ли удивляться, что из-за коня, из-за кобылы вскипали страсти в первые колхозные годы. У конюшни толклись с утра до ночи, присматривались каждый к своей лошади, ругали конюхов за нерадивость. Ведь мужики всю жизнь кормились от лошади. Рассказчик вспоминает, как давно, еще до войны, не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который, как солнце, освещал всю жизнь их многодетной семьи. В сорок седьмом вернулся он в деревню. Голод, разор, запустение. И сразу вспомнился Карько. Конюх-старик ответил ему, что нет уже Карька. Богу душу отдал в самый День Победы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Новела «Павутинка» НЕ містить символічного образуА павукаБ місяцяВ павутиниГ райського озераД жаби
Эти проблемы очень тесно связаны друг с другом. И на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение. То, как тебя воспитывают и то, как с тобой обращаются, непременно отразится в будущем. Семья Простаковых не образованна. Ни один из них не умеет читать, и родной брат Простаковой Скотинин тоже. Да им это и не нужно - «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Они очень невежественны и грубы. Их фамилия (говорящая) уже указывает на их простоту, невежество и необразованность. Они – типичные представители своего рода.
Простакова – одна из главных действующих лиц комедии. Её главная черта – безумная любовь её к сыну, она хочет для него всего самого лучшего, и ей неважно, какими этого добиваться. Например: она хотела в жены своему сыну Софью. И ради этого была готова выкрасть её и тайком повести под венец. Простаков же – идеальный муж для Простаковой. Не имеет своего мнения и во всем ей потакает, но его это не угнетает. «Я думал, что тебе так больше нравится», говорит Простаков.
Митрофан не образован. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» сразу дает нам четкое представление о том, как относиться Митрофан к своему образованию, но соблюдая указ царя ему приходиться. Его мама также потакает ему в этом, Простакова к Митрофану – «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань». У Митрофана нет никакой мотивации чтобы учиться. Ему это не надо. Когда он должен был идти на урок, ему становиться плохо, и мама разрешает ему не идти, но вот он уже готов бежать во двор гулять. Он понимает, что ему за это ничего не будет, потому что его мама слишком сильно его любит, для того чтобы ругать. «Не решай эту задачку» - говорит ему мать. Однако, нежелание Митрофанушки это не единственное препятствие к его образованию. У него не самые хорошие учителя. Кутейкин, к примеру, его уволили из семинарии из-за того, что он не смог освоить курс наук. Цыферкин – отставной сержант, пытающийся научить Митрофанушку арифметике, но тот ничему учиться не желает - «Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Вральман – бывший кучер. Пошел работать учителем, потому что не было другой профессии. И учил Митрофанушку «всем наукам», но так ничему и не научил. И дверь для него это «прилагательное, потому что приложено к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна»
Митрофанушка очень глуб, невежественен и ленив. Он, как и его мать, ни во что не ставит своего родного отца Простакова, издевается над ним, над слугами, но зато мамой он вертит как хочет, потому что та в нем души не чает и он это понимает. В эпизоде, когда мать Митрофана пытается выдать Софью замуж за своего сыночка, на главный план выходят персонажи Митрофанушки и Скотинина. Скотинин тоже хочет жениться на Софье и на этой почве у них с Митрофаном и с его матерью, его сестрой, возникает вражда и дело даже доходит до драки.
Отношение Митрофана к своим родителям очень своеобразно. Он не испытывает к ним особой любви, да даже благодарности. Он принимает это как должное. Однако, к матери он относиться гораздо лучше, чем к своему отцу. Когда Простакова спрашивает его, что ему снилось, он отвечает – «Да дрянь всякая, то ты, матушка, то батюшка. Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало, ты так устала колотя батюшку»
Жадные, грубые, невежественные Простаковы и Скотинин смотрят на своих крепостных как на рабочий скот. Они для них и хозяива и судьи и палачи, если понадобиться. Они обращаются с ними к с вещью. Простакова очень груба со своими слугами, она их даже не уважает.
«Поучи нас, как ободрать крестьян» - обращается Простакова к своему брату, Скотинину. Ей нечего больше с них сдирать, она и так уже это сделала, но ей нужно ещё. Простакова взяла всю власть над крестьянами на себя. Она даже может их ударить, если ей вздумается, и они ничего не смогут ей на это сделать. В комедии автор пытался донести до читателя, то, что жестокость по отношению к людям никогда никогда не сможет принести счастья и что так нельзя делать и нужно решать всё другим путем.
Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». В этой пьесе Стародум является героем-резонером, что означает, что именно через этого персонажа автор, пытается донести до нас свою точку зрения, свою позицию. А именно, что бесчеловечная любовь не может осчастливить не родителей, ни детей. Правдин к Митрофану: «К тебе её безумная любовь довела её до большего несчастья»
Фонвизин считает что если ты имеешь доброе сердце и душу, то ты будешь человеком во всякое время. «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»