Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»
Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» Вариант 1 Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 1) Мы вышли на поляну где рос огромный дуб. 2) Молодость привлекает тем что имеет будущее. 3) Он пошел туда где узкой полоской чернел лес. 4) Хотя я недавно читал эту книгу плохо помню её содержание. 5) Когда идешь в дальнюю дорогу то уже не разбираешь погоды. 6) Всегда отыщешь новизну вокруг если меняешься сам. 7) Недаром говорится что мастера боится. 8)Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас. 9) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям. 10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку. Задание 2 В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения: Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (Паустовский К.) Задание 3 В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(- ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения: Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.) Задание 5 В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения: Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)
Далее достал из огня лодку, которая была на вид прекрасна. Но было и в ней "дурное свойство". Не понравилась работа кузнецу и ее он изломал и бросил в пламя.
В третий раз смотрит кузнец - выходит из пламени корова. И в ней было это "дурное свойство". Снова изломал свое детище кузнец. В четвертый раз из огня выходил плуг, но и он не совершенно был. Кузнец и его сломал.
Наконец в пятый раз кузнец выковал мельницу-самомолку.
В итоге мельница разбивается на тысячи осколков и падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы. Как то так