Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
2. Литературное направление, возникшее в русской литературе во второй четверти XVIII века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума – это… а) романтизм б) классицизм в) реализм г) сентиментализм 3. «Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки», такую характеристику в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий даёт а) Фамусову б) Молчалину в) Скалозубу г) Репетилову 4. Определите жанр комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» а) философская б) семейно-бытовая в) лирическая г) социально-политическая 5. Сколько дочерей было у князя и княгини Тугоуховских? а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 6. Чем отличается комедия «Горе от ума» от классических комедий этой эпохи? а) не соблюдается принцип единства места в) не соблюдается принцип единства времени б) речь героев близка к разговорной г) порок не наказан, добродетель не восторжествовала 7. Назовите первоначальное название пьесы «Горе от ума» а) «Горе без ума» б) «Горе в уме» в) «Горе уму» г) «Горе с умом» 8. Грибоедов писал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». Назовите имя героини, которую так характеризует автор. а) Лиза б) Наталья Дмитриевна в) княгиня Тугоуховская г) Софья 9. «А всё Кузнецкий мост да вечные французы…». Назовите город, в котором происходят события, описанные в «Горе от ума». а) Москва б) Санкт-Петербург в) Киев г) Тула 10. Кому принадлежит следующая фраза: «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой». а) Репетилову б) Фамусову в) Скалозубу г) Молчалину 11. Кого А. С. Пушкин называл «Мой первый друг. Мой друг бесценный»? а) Дельвига б) Кюхельбекера в) Пущина г) Баратынского 12. Укажите название стихотворения А. С. Пушкина, в котором прозвучал призыв: … Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. а) «Пророк» б) «Анчар» в) «Поэт и толпа» г) «Поэт» 13. Какое стихотворение читал А. С. Пушкин на публичном экзамене перед Державиным? а) «К другу стихотворцу» б) «Воспоминания о Царском Селе» в) «И. И. Пущину» г) «Деревня» 14. Какое из стихотворений не относится к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина? а) «К морю» б) «Анчар» в) «Узник» г) «На холмах Грузии…» 15. Назовите годы обучения А. С. Пушкина в Лицее. а) 1811 – 1817 б) 1813 – 1816 в) 1811 – 1815 г) 1812 – 1818 16. Из какого стихотворения А. С. Пушкина взяты эти строки: И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. а) «Я вас любил» б) «На холмах Грузии…» в) «Няне» г) «Узник» 17. Художественное направление в европейской культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв., основная черта которого — стремление противопоставить миру рассудка, новую систему ценностей: культ творчества, интерес к личности, её отношению к окружающей действительности. а) романтизм б) реализм в) классицизм г) сентиментализм 18. Какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… а) эпитет б) метафора в) гипербола г) сравнение 19. Какое из стихотворений не относится к любовной лирике А. С. Пушкина? а) «Я помню чудное мгновенье» б) «Мадонна» в) «Анчар» г) «Не пой, красавица при мне…
Таковым является герой одного из известных рассказов Шукшина Василий Егорыч Князев. Правда, его настоящее имя читатель узнает в самом конце рассказа . Неслучайность такого авторского приема очевидна , Шукшину важно показать и определить характер героя с самого начала, а потому «имя» его , Чудик, дает простор для читательской фантазии.
По сути, рассказ - это описание путешествия героя, которое он предпринимает, желая навестить брата. Цепь событий - это как бы доказательство «чудачеств», но читатель , внимательно следя за происходящим с героем, не находит его поступки странными, наоборот, «простая жизнь» героя кажется правильной , истинной , настоящей.
Для Чудика весь мир делится на своих и чужих, понимающих и отвергающих его отношение к жизни. Непонятными и непонимающими его ему кажутся люди, которые злятся , жадничают, а потому никак не может понять герой , почему нельзя написать в телеграмме : «Приземлились. Все в порядке. Васятка.». Он как будто говорит с телеграфисткой на разных языках ( «...Я всегда так пишу в письмах. Это же моя жена !...В письмах вы можете писать все, что угодно, а телеграмма - это вид связи» ).
Не понимает добрых побуждений Чудика и жена его брата, к которому он приезжает в гости. Его поступок ( разрисовал детскую коляску красками ) Софье Ивановне не нравится, более того она грозится выгнать гостя, а присутствие Чудика тягостно для нее . Брат все объясняет : «Ведь невзлюбила она тебя ...А за што ?...А вот за то , што ты - никакой не ответственный, не руководитель». И правда , Чудик не руководитель, но философ и лирик ( «Утром окно откроешь - как, скажи, обмоет тебя всегоодин воздух чего стоит...Хоть пей его - до того свежий и запашистый, травами пахнет , цветами разными»), добрый человек, открытая душа ( «А ты говоришь - деревня. Чудачка. - Он хотел мира со снохой. - Ребенок - то как цветок в корзиночке будет»).
Для Чудика боль осязаема , существенна тогда , когда он чувствует непонимание, ненависть людей, его жизненная философия основана на человеколюбии : «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось : ну, теперь все , зачем жить ? И хотелось уйти подальше от людей , которые ненавидят его или смеются».
На первый взгляд, для Чудика не существует проблем , общение с людьми - насущная потребность, но глубинное , истинное восприятие жизни ( «Не понимаю , зачем они стали злые?») доказывает сложность восприятия мира.
Путешествие Чудика было неудачным : встреча с братом омрачилось знакомством с Софьей Ивановной, родственные намерения не были поняты . Благостно радостным кажется возвращение домой, и радуется природа , встречающая своего сына чистым дождем : «С одного края небо уже очистилось, голубело , и близко было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи, в них вздувались и лопались пузыри». И детское , наивное становится теперь отчетливо заметным : «...побежал по теплой мокрой земле...Подпрыгивал и громко пел: «Тополя-а, тополя-а».
Шукшинский герой ,и правда, чудик, чудак то есть : живет по правде , по совести, не стыдится простоты своей, умеет фантазировать , расписывать печи и детские коляски , придавая им неповторимость, любит людей и жизнь, бегает босиком по лужам, «...обожает сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Этот странный портрет, в котором совмещается детское восприятие жизни с условностью бытия, есть портрет Человека, которого так любил сам Шукшин. Человека, который живет по-настоящему , без оглядки на время и сложности жизни. Для него главное , что идет дождь, цветет земля, люди счастливы.