Николай гоголь миргород цикл повестей всего четыре повести составляют этот цикл, а до чего различны они по содержанию и героям. миргород — это не столько конкретный город (хотя и он имеет место быть упомянут) . этим названием автор как бы объединяет все города малороссии, давая понять, что их жителей могли произойти где угодно. и эти, несмотря на дальность во времени описанных событий, перекликаются неуловимо с нашим, таким непростым и в то же время, обычным временем.. содержание цикла: часть первая -- старосветские помещики (1835) -- тарас бульба (1835) часть вторая -- вий (1835) -- повесть о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем (1834) повести, служащие продолжением вечеров на хуторе близ диканьки таков подзаголовок миргорода. и содержанием и характерными особенностями своего стиля эта книга открывала новый этап в творческом развитии гоголя. в изображении быта и нравов миргородских помещиков уже нет места романтике и красоте. жизнь человека здесь опутана паутиной мелочных интересов. нет в этой жизни ни высокой романтической мечты, ни песни, ни вдохновения. тут царство корысти и пошлости. в миргороде гоголь расстался с образом простодушного рассказчика и выступил перед читателями как художник, смело вскрывающий социальные противоречия современности. от весёлых и романтических парубков и дивчин, вдохновенно-поэтических описаний украинской природы гоголь перешёл к изображению прозы жизни. в этой книге резко выражено критическое отношение писателя к затхлому быту старосветских помещиков и пошлости миргородских существователей.
purbuevat56524
19.01.2023
Эпопея «война и мир» из всех произведений толстого наделена наибольшей целостностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остался горячим полемистом. спор с и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии — в центре повествования. что такое война? кто истинные ее герои? кому достаются лавры победы? как проявляется человеческая сущность на войне? на протяжении всего романа толстой «взвешивает» возможности жизни, возможности войны и мира, напряженно ищет пути к единению людей, к человеческому счастью, пытаясь подняться от частной жизни героев к общим проблемам . часто смысловым и композиционным стержнем этих поисков становится у толстого военная тема. в изображении войны 1812 года толстой следовал общему замыслу романа — поиску нравственных начал в жизни. поэтому не война сама по себе как конкретное событие, а люди на войне, их поведение, смысл их жертв находятся в центре внимания автора. война 1812 года была для толстого справедливой, общенациональной борьбой за независимость. дрались за свой дом, за родных и близких, и слово «родина» было для каждого конкретным, понятным образом лично дорогого, того, без чего жизнь теряла смысл. победа народа, по мнению автора романа, обусловлена не тем или иным течением военных действий, а особенностями его характера. но «характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений» , и поэтому в поисках источников победы толстой вначале обращается к нравственному опыту 1805 года. рассказывая о 1805 годе, толстой сосредоточил свое внимание лишь на двух военных эпизодах — шенграбенском и аустерлицком, выразивших противоположные нравственные состояния армии. в шенграбенском сражении отряд багратиона прикрывает отступление армии кутузова. солдаты спасают своих братьев и дерутся , , потому что знают, ради чего рискуют жизнью. ни тушин, ни тимохин не в приказах, чтобы выполнить свой долг: их действия по сути добровольны, их упорство — залог одержанной моральной победы. перед нами словно «островок» нравственности в целом в чуждой народу войне. вот сложная и многокрасочная картина шенграбенского сражения: «пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными » , « в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад.. и в лесу показались стрелки. это была рота тимохина.. бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы.. были оттеснены» . шенграбенский эпизод — преддверие народной войны 1812 года и преддверие бородина. при аустерлице у армии, не нравственной целью, нет ни мужества, ни веры в победу. здесь не за что драться, кроме «государственной чести» и своего императора, поэтому сражение проиграно, по сути, еще до того, как оно началось. аустерлиц — это пролог ко второй, «государственной» , войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах, защищающие свое положение и формальную честь империи, и которая лишь формально связана с народной войной.